ЗНАК ХОЗЯИНА. НЕСЕРЬЁЗНАЯ ХРОНОЛОГИЯ.
Исторические корни возникновения товарного знака довольно запутаны. Чтобы разобраться в мотивах его появления нужно обратиться к такому прозаическому, но очень мощному дизелю, как личная собственность.
Жизнь товарного знака, по моему разумению, началась с того самого момента, когда пещерный человек, завалив мамонта и первично утолив голод, помочился на мохнатого великана, оставляя незваным гостям первый пахучий товарный знак «Это моё!».
С годами собственники перестали метить добро подобным способом, предпочитая иные виды маркировки. Но одно оставалось неизменным – знак Хозяина, кричащий: «Стой! Кто возьмет моё без спросу, тот останется без носу!».
С тех пор «пошло-поехало»...
Влюбленные кочевники, огораживая от любопытных территорию любви, втыкали в холм ургу (хлыст погонщика), заставляя незваных гостей осаживать коней. Правители государств вкапывали «ургу» помассивнее, называя ее пограничным столбом. Но суть метки была той же: «Это моё!».
Однажды частник, у которого часто воровали скот, придумал пионерный способ защиты собственности – парный счет. Технология проста: вот стадо, а дальше – пара, пара, пара…одно парнокопытное лишнее. Значит все на месте. Хотите - верьте, хотите - нет, в степях Монголии до сих пор так считают. Но одно дело алгебра, а другое – гармония. Нашелся же и в нормальной семье вырожденец: лень ему было считать скотинку. Решил художественно брить поголовье. Один изъян у методы – животные со временем обрастают.
Нужен был прорыв. И он был найден – тавро. Раскаленным на огне металлическим клише на коже живности выжигались символы владельца. Открытие оценили, и дело пошло. Клеймить стали все подряд, включая рабов и случайных прохожих. Чтобы остановить это сумасшествие замужние женщины тут же выдумали слабый суррогат клейма – обручальное кольцо.
Дальше - больше. С изобретением письменности появился новый способ маркировки – личная подпись (удивительно, но подобный вид товарного знака существует до сих пор и некоторых - даже греет). Но при должной сноровке любую подпись можно было воспроизвести. Тем более что графологической экспертизы тогда не проводилось.
Когда же послание хозяина попытались защитить сургучной печатью, ее тут же научились подделывать. Перехватив письмо, отливали поверх печати оттиск, а по оттиску изготавливали такую же печать. Слабое утешение, но подделки под бренды начались не сегодня.
Защищая «авторское право», хозяин предпринял меры по защите личной подписи. И до того напрактиковался, что дошел до тугры. Тугра – сложный узор-роспись – выводилась надрессированным писарем в одно касание и имела иногда сотню графических петель. Кроме значения «хозяйскою рукою писано» тугра несла в себе огромную степень защиты от подделок. Ведь кроме писарей были и «дешифровальщики», распознающие последовательность поворотов и пересечений линий тугры, а значит и подлинность подписи.
Технология была замечательная, да только тиражирование шло медленно. Уж больно пальцы да глаза туграчей уставали. Потому продвинутые государи заменили замысловатую тугру примитивным вензелем, названным тамгой. И вот уже тамга кричала с медяков и гривен: «Я - хозяин!»
Зная трудолюбивый характер фальшивомонетчиков, нетрудно догадаться, что царские закорючки научились выводить еще более похожими на оригинал. Пришлось пожертвовать святым – собственным монаршим ликом. Напрасно. Государи все чаще обнаруживали, что их гордые монетные профили часто путают с богомерзкими харями соседей.
Как видите, качество подделок достигло таких высот, что тугра, тамга и мордоштамп скончались от несовершенства. Остались лишь «падчерицы» изобретений – большая круглая печать, иногда заменяемая перстнем хозяина, да факсимиле.
От этих малюток было рукой подать до личного (родового) герба. Владелец средневековой территории особо не утруждал себя поисками фамильного символа. Если по его полям шастали лягушки, а огороды колосились коноплей, то и герб расцветал столь узнаваемыми растениями, вокруг которых водили хороводы лягвы. А над этой идиллией развевался на флаге первый девиз/слоган типа «Не учите меня жить!». Примечательно, что и по сей день, родовые гербы столь же бесхитростны, сколь и помпезны.
Неудивительно, что в моду вскоре вошли территориальные (губернские, земельные и городские) гербы. У каждого мало-мальски уважающего себя образования появился пусть маленький, но очень горЬдый герб.
Ясно, что после такой геральдической ярмарки должен был появиться и государственный герб, что и произошло со скоростью, достойной эволюции.
Не могу удержаться от ценнейшей информации, что 25 ноября 1475 года был принят герб России (тут полагается встать и исполнить гимн нашей державы, напевая по привычке (да простят меня создатели) слова гимна Советского Союза).
Только как же быть с современным товарным знаком? Кто был его ближайшим предком?
Здесь следует вспомнить о производственной маркировке товаров ремесленниками, клейма и символы которых напоминают нынешний «trade mark». Предположительно в те времена, когда торговля еще не стояла между производителем и потребителем (читай заново «Историю Средних веков»), корпоративный знак заявлял о принадлежности к определенному цеху и месту производства, а также давал некую гарантию качества.
Приход капиталистического станка на смену феодальному горну породил один из «плюсоминусов» капитализма – массовое производство и перепроизводство товаров с однородными характеристиками. Склады готовой продукции начали ломиться от непроданного добра, а жителям страны стали приплачивать за его покупку. А тут и соседи с подобным товаром подтянулись.
Началась схватка не на жизнь, а на смерть между своими и пришлыми продавцами. И если бы дело было только в мускулах, вскоре на Земле остался бы только один производитель. Это был бы финал цивилизации достойный греческой трагедии.
Ручаюсь, каждый производитель был бы рад вернуться к «истокам» и каждому подвернувшемуся выжечь на лбу клеймо «Мой покупатель». К счастью, в реальности изготовители начали бороться за потребителя при помощи качественных характеристик товара, а также фирменной маркировки. Тогда же появилась особая нужда в словесных товарных знаках (именах, названиях, наименованиях), так как графических символов стало недостаточно для узнавания товара или услуги.
«Trade mark», прежде пассивно обозначавший производителя, превратился в агрессивного монстра. Его арсенал пополнился дополнительными видами «вооружений».
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ТОВАРНЫЙ ЗНАК:
- привлекает внимание потребителя;
- дает имя;
- обеспечивает узнаваемость и запоминаемость;
- индивидуализирует товар;
- обозначает производителя и его миссию;
- фиксирует информацию о товаре (его уникальных торговых предложениях);
- несет гарантию качества и подтверждает законность производства;
- подтверждает сертификационную информацию;
- стимулирует желание совершить покупку данного товара;
- придает дополнительную ценность;
- играет роль инструмента рекламы.
( ПРОДОЛЖЕНИЕ В СТАТЬЕ.4 )
Связаться с автором: https://irecamier.ru