В современном культурном пространстве интернета множество информационных контентов предоставляют нам возможность повысить свой интеллектуальный уровень – сайты, телеграмм-канал, аудио и видео-подкасты.
Рассмотрю эту проблему на примере проекта «Подкаст.Лаб. Обязательно к прочтению». Обратила внимание на передачу, посвященную роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
«Художественная литература - явление, которое так или иначе живет долго и организует интеллектуальные высоты любого общества, любого народа. И в этом смысле самое простое было бы перечитать классику. И когда мы будем смотреть на вещи, описанные в "Хождениях по мукам" Алексея Толстого или в повести великолепной "Уже написан Вертер" Валентина Катаева… мы возьмемся, как мне кажется, иначе оценивать трагедийность нашего времени нашей эпохи", - убежден писатель и инициатор проекта «Скорая культурная помощь» Захар Прилепин.
В 2022 году Первый канал анонсировал новый проект «Подкаст.Лаб», представляющий собой разговоры о великих книгах. Ведущая передачи - Аглая Набатникова. Также в 2022 году писательница поучаствовала в акции «Скорая культурная помощь», которая проводилась в рамках проекта «Добровольцы культуры» Общероссийского народного фронта.
Собеседниками были тоже молодые специалисты: искусствовед Элина Гритчина и специалист по творчеству Льва Толстого Екатерина Барбаняга. (Павел Басинский и Екатерина Барбаняга написали книгу "Соня, уйди!». Произведение посвящено судьбе Софьи Толстой, супруге писателя Льва Толстого).
Формат передачи построен как диалог об адюльтере и современном к нему отношении. Полноценным участником этого разговора становится и зритель: он может отрицать позицию одного из авторов, либо, наоборот, считать её единственно верной, в итоге решив для себя, кто же такая Анна Каренина и как относиться к ее поступку.
У меня возникает вопрос, а стоит ли выносить на суд или находить оправдания или обвинения литературному герою?
Нужно, как мне кажется, научить зрителя видеть красоту слова и мысли. Ведь не случайно на вопрос писателю: «Назовите три лучших в мире романа», – Фолкнер отвечает три раза «Анна Каренина». Роман лучший не по проблематике, а по писательскому мастерству выстраивать композицию, представлять убедительно и поэтически гениально образы, увлекать читателя сюжетом. В письме к Н. Н. Страхову от 26 апреля 1876 г. Толстой писал: «Если бы я хотел словами сказать все то, что имел в виду выразить романом [«Анной Карениной»], то я должен был бы написать роман — тот самый, который я написал, сначала».
Именно поэтому В.В. Набоков в лекции о Толстом призывал нас наслаждаться словом, а не судить героев, приводил пример создания фабульной сцены как образец писательского искусства:
«Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы Вронский определил ее принадлежность к высшему свету. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее — не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке».
Если мы научимся замечать красоту слова, богатство стиля, мы будем не только формировать у наших учеников художественный вкус, но и развивать свой язык, свои мысли сможем сделать их образными.
Ведущие подкаста берутся судить героев за их поступки, тем самым не дают возможности самому читателю сделать выводы, утверждают, что Л. Толстой – моралист, а сам роман отражает взгляд феминисток. Так ли это?
А вот мне кажется, чтобы понять мысли Толстого, было бы полезным прочитать «Исповедь» писателя, где он объясняет, что «Я нашел, что для людей моего круга есть четыре выхода из того ужасного положения, в котором мы все находимся». А потом прекрасную работу В. Шкловского «Энергия заблуждения». А потом посмотреть лучшие экранизации романа. Где фабула одна, а сюжет разный. Ведь эпиграф к роману «Мне отмщение, аз воздам» как эстетический камертон каждый режиссер по-своему понимает и интерпретирует. И каждый по-своему прав.
См. статью на нашем канале "Экранизации романа «Анна Каренина»"
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ