С момента выхода песни известной исполнительницы Алёны Апиной прошло уже почти 26 лет. У большинства людей хит конца 90-х годов вызывает тёплые воспоминания о времени их молодости и тяготах расставаний, что сказать - железнодорожная романтика!
Но в этой статье мы разберём что же это за устройство, которое разрешило пригородному поезду отправиться со станции и как данная песня повлияла на укоренения мифа о том, что семафор - это светофор на железной дороге.
"Плачь у порога, девчонка-недотрога
Жизнь разделила железная дорога
Странной звездою горит зеленый семафор"
слова из известной песни композитора Олега Молчанова в исполнении Алёны Апиной
"Семафор - это название светофора на железнодорожном транспорте"
Откуда пошёл данный миф (а кто не знал - да, это миф) достоверно точно сказать трудно. Скорее всего - от банальной безграмотности или нежелании разобраться в теме, что вовсе не прискорбно. В укоренение этого мифа, как ни странно, сыграла песня, указанная в названии статьи. Так давайте же разбираться!
Семафор - это механическое средство для подачи сигналов на железнодорожном транспорте. Семафор сконструирован из мачты и укреплённого в её верхней части крыла или нескольких крыльев.
Применяются на малоинтенсивных участках, не оборудованных путевой блокировкой (АБ, ПАБ, а также АЛСО (читать статью про жд станции), и на станциях, не имеющих централизации стрелок.
Возвращаясь к словам песни, становится ясно, что возлюбленный героини песни Алёны Апиной по всей видимости ехал на дачу, помогать бабушке с дедушкой по огороду. Ведь где еще может располагаться в наше время выходной семафор?
Историческая справка
Российская Империя и Британская империя первые страны, где начали применять сигналы для регулирования движения поездов. Семафоры использовались, как напольные видимые средства передачи приказов машинисту поезда.
Первый семафор в мире был установлен в 1868 году в Лондоне.
Семафоры по назначению бывают: входные, выходные, проходные и прикрытия. По количеству крыльев: однокрылые и двухкрылые
Сигналы однокрылых семафоров:
В светлое время суток сигналы подаются с помощью положения крыла (нескольких крыльев). Горизонтальное положение крыла соответствует запрещающему показанию семафора. Положение крыла поднятого вверх под углом 135 градусов, соответствует разрешающему показанию семафора.
В светлое время суток огни не использовались, так как огней попросту не было видно. Ещё не существовали мощные линзы, усиливающие свет.
В темное время суток положение крыла (крыльев) указывается сигнальными огнями: зелёный огонь - крыло поднято - путь свободен; красный огонь - крыло в горизонтальном положении - путь занят.
Сигналы двухкрылых семафоров:
- двумя поднятыми крыльями под углом 135 градусов к мачте в светлое время суток и зелёным и жёлтым огнями в тёмное время суток - разрешается поезду следовать на боковой жд путь с готовностью остановиться (если входной семафор), разрешается поезду отправиться на ответвление (если выходной семафор).
Перед входными и проходными семафорами устанавливаются оповестительные щиты, окрашенные в белый с чёрными полосами и отражателями на них.
Для приведения семафора в действие существует механизм перевода показаний семафора, он состоит из:
1) Приводного рычага, который поворачивает дежурный стрелочного поста;
2) Компенсатора привода гибких тяг, вместе с гибкими тягами (тросами) - гибкие тяги поддерживают натяжение крыла семафора, а компенсатор поддерживает натяжение тяг.