Ночь. Улица. Фонарь. Жд станция - примерно так начинается день большинства людей пожалуй любого города. Для большинства людей последнее - лишь часть так нелюбимого трудового дня, но для другой, немногочисленной части - это целый мир внутри нашего обыденного мира со своими порядками и смыслами. И сегодня мы в этом разберёмся.
Итак, в этой статье будут даны определения понятиям: раздельный пункт и железнодорожная станция. Дана краткая характеристика каждого раздельного пункта.
Вся сеть железных дорог делится раздельными пунктами на перегоны или блок-участки, причём таким образом, чтобы на перегоне или блок-участке всегда находился один поезд. Это обеспечивает увеличение пропускной способности линии и безопасность движения, без которой невозможно функционирование любого транспорта!
Все раздельные пункты делятся на: - пункты с путевым развитием (жд станции, обгонные пункты, разъезды); - без путевого развития (проходные светофоры, путевые посты и блок-участки.
1. Проходные светофоры - устанавливаются при оборудовании линии автоблокировкой (далее - АБ), делят жд линию на блок-участки.
2. Путевой пост - устанавливается на линиях с полуавтоматической блокировкой (далее - ПАБ). Каждый пост имеет здание дежурного путевого поста и оборудуется устройствами ПАБ, которые обеспечивают работу поста во взаимодействии с другими путевыми постами и жд станциями благодаря специальным электрическим зависимостям. Именно из-за них у дежурного и появляется возможность перевести сигналы поста в положение разрешающее или запрещающее движение.
3. Блок- участок - является раздельным пунктом в случае использовании АЛСО (АЛС, используемое, как самостоятельное средство интервального регулирования). На границах блок-участков при АЛСО устанавливаются указатели "Граница блок-участка" с светоотражающей поверхностью.
Подробнее о системах интервального регулирования поговорим в следующих статьях, тема достойна более подробного разбора.
Далее рассмотрим раздельные пункты с путевым развитием. Их отличительной особенностью, что очевидно, является наличие боковых путей, что означает возможность осуществления большего, а в случаях станций - гораздо большего объёма технических операций.
4. Разъезд - раздельный пункт, располагаемый на однопутной линии, имеющий путевое развитие, обеспечивающее возможность для скрещения и обгона поездов.
- порядок скрещения следующий: один поезд принимается на один из боковых путей с остановкой; поезд встречного направления пропускается по главному пути без остановки (или может также приниматься на другой боковой путь, а затем поочередно отправиться на перегон или блок-участок) . Тем самым обеспечивается регулирование движения, позволяющие осуществлять приоритетность движения поездов, установленную ПТЭ.
- обгон производится путем приема поезда на боковой путь с остановкой и последующего пропуска одного или нескольких следующих попутных поездов по главному пути.
5. Обгонный пункт - раздельный пункт, располагаемый на двухпутной линии, имеющий путевое развитие, обеспечивающее возможность обгона поездов и в необходимых случаях - перевод поезда с одного главного пути на другой.
Вот мы и дошли, пожалуй, до самого вкусного - до железнодорожных станций. Именно эти раздельные пункты отличаются наибольшей вариативностью, количеством выполняемых на них операций. От работы станций зависят не только пропускная, а также провозная и перерабатывающая способность. Помимо этого от их работы зависят количественные и качественные показатели эксплуатационной работы, например: основной простой вагонов, около 80%, появляется именно на жд станциях. На них "начинают и заканчиваю свою жизнь" поезда (формирование и расформирование), производится поездная, грузовая и маневровая работы и так далее.
6. Железнодорожная станция - это пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приёму, отправлению, безостановочному пропуску и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приёмов, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов.
В 19 веке не было разделение станций по классам и назначениям вследствие относительно малых объёмов перевозок. Развитие капитализма в России после реформ 1861 г., рост промышленной продукции и экспорт хлеба вызвали резкое увеличение объёма перевозок, для развитие которого потребовалось сооружение новых и развитие существующих станций. В это время и начали появляться тенденции к отделению пассажирского движения от грузового, а затем и от маневрового.
В зависимости от основного назначения и характера работы железнодорожные станции могут быть отнесены к следующим типам: пассажирская, грузовая, промежуточная и техническая.
6.1 Промежуточная железнодорожная станция предназначена в основном для выполнения технических операций по приёму, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов, маневровых операций по прицепке-отцепке вагонов к сборным поездам, подаче и уборке вагонов на грузовые фронты, а также коммерческих и пассажирских операций.
Отдельно выделяют опорные промежуточные станции. В угоду тому, чтобы не тратить капитал на оборудование практически каждой промежуточной станции грузовыми устройствами (далее - ГУ) на данных станциях имеется дополнительный один или два маневровых локомотива, которые собирают местные вагоны на участке и возвращаются обратно на станцию приписки. Уже с опорной промежуточной станции необходимые вагоны забирает сборный поезд. В итоге ГУ размещаются только лишь на некоторых, опорных станциях участка, тем самым экономится капиталовложения, увеличивается участковая скорость.
6.2 К техническим жд станциям относятся станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. Основное назначение технической станции состоит в выполнении технических операций с грузовыми поездами, вагонами, составами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения.
В зависимости от выполняемых технических операций технические станции делятся на участковые и сортировочные
Основное назначение участковой станции состоит в смене локомотивов и локомотивных бригад, расформировании грузовых поездов ( в основном участковых и сборных), техническом обслуживании и коммерческом осмотре (далее - ТО и КО) поездов, выполнении грузовых и пассажирских операций.
Основное назначение сортировочной станции состоит в сортировке вагонов и формировании из них поездов различных категорий в соответствии с планом формирования поездов (далее - ПФП), выполнении операций по пропуску транзитных поездов без переработки, ТО и КО составов, устранение выявленных неисправностей вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад, выполняются пассажирские и грузовые операции, не превосходящие по объёму основную работу.
6.3 Назначение пассажирской станции состоит в выполнении пассажирских операций, приёме и отправление багажа, почты, грузобагажа, экипировке транзитных пассажирских поездов и подаче и уборке на техническую пассажирскую станцию.
Назначение пассажирской технической станции состоит в техническом обслуживании, ремонте и экипировке пассажирских вагонов, вагонов-ресторанов (далее - ВР), формировании и расформировании пассажирских составов из приписных вагонов, подаче и уборке пассажирских составов (приписных вагонов) на пассажирскую станцию, отстое пассажирских составов.
6.4 Основное назначение грузовой железнодорожной станции состоит в выполнении грузовых и коммерческих операций, связанных с приёмом к перевозке, взвешиванием, хранением, погрузкой, выгрузкой, сортировкой и выдачей грузов, оформлением перевозочных документов, формирование передаточных грузовых поездов на технические станции и отправительских маршрутов. Подразделяются на станции общего пользования, на которых перерабатываются несколько видов груза, перегрузочные, портовые, обслуживающие пути необщего пользования (далее - ПНП) и другие.
Основные документы, регламентирующие работу станции
Таковыми являются Техническо-распорядительный акт станции и Технологический процесс работы станции.
Техническо-распорядительный акт станции (ТРА) является техническим паспортом железнодорожной станции, устанавливающим организацию и порядок использования технических средств, при которых обеспечивается безопасное выполнение операций по приёму, отправлению и проследованию поездов по станции, производству внутристанционной маневровой работы и соблюдение требований охраны труда, приводится схема станции и её полное техническое оснащение.
Технологический процесс работы станции (ТПРС) устанавливает последовательность и продолжительность выполнения операций по выполнению вышеуказанных технических операций, маневровой и местной работе на основе научной организации и применение передовых методов использовании труда.
ТПРС определяет систему оперативного управления (на железной дороге действует строгая иерархическая система (вассал моего вассала - не мой вассал), обеспечивает безопасность движения и сохранность грузов.
ТПРС разрабатывается только для технических и грузовых станций, на промежуточных вместо него используются технологические карты (например, технологическая карта обработки сборного поезда).