Я стараюсь часто путешествовать и ищу разные возможности для этого. Острые ощущения и потребность в приключениях не дают мне покоя. И вот, я снова оказалась в необычном для меня месте благодаря «Экспедиции под парусами». (ссылка на случай заинтересованности: https://podparusami.club/)
Нам обещали, что жизнь разделится на «до» и «после», и не соврали. Для меня, как и для каждого человека, оказавшегося на «Мире», это путешествие стало незабываем опытом.
«Мир» это российское учебное трехмачтовое судно с полным парусным вооружением.
Немного справки: всего в России шесть больших парусников: четырехмачтовые барки - «Седов», Крузенштерн» (один из них мы встретили в водах Балтики) и трехмачтовые парусные учебные суда - «Мир», «Надежда», «Паллада» и «Херсонес». Эта «четверка» была построена в Польше, на судостроительной верфи в Гданьске. Как принято говорить у моряков – sistership – суда одного проекта. На этой верфи было заложено шесть однотипных учебных парусников, из них четыре ходят под Российским флагом. Парусники были построены по прототипу парусных судов начала XX века.
"Мир" – первым из российской четверки вышел из судоверфи и 1 декабря 1987 – на кормовом флагштоке парусника был поднят красный флаг Советского Союза.
Наш путь лежал из порта Санкт-Петербурга в самую западную точку России - Балтийск. Кто еще не бывал в этом исключительном месте, советую обязательно посетить Балтийскую косу и искупаться в море, но не испугайте местных лебедей, ведь здесь их родной дом.
Все участники жили в четком распорядке, как настоящие курсанты. Только для разделения нам дали название «трейниз», ведь от курсантов нас отличало лишь наличие таких «маленьких привилегий», как кофе-машина и чайник прямо в кубрике. Кстати, это та еще проверка для тех, кто никогда не делил пространство с кем-то другим, ведь кубрик рассчитан на 12 персон, а твое место жительство ограничивается минимальным количеством площади.
Каждое утро подъем и завтрак в 7:00, затем на том самом кормовом флагштоке, где был поднят впервые флаг, трейнизы ровно в 8:00 исполняют команду капитана вновь его поднять. После мы часто изучали устройство фрегата и основные узлы, которые могли бы пригодиться не только на паруснике, но и в быту как, к примеру, беседочный узел ( к слову, он же может спасти жизнь, но об этом в следующий раз).
Узнав основы такелажного дела, мы приступали к практическим занятиям. Рангоутные учения или подъем на мачты - это неотъемлемая часть жизни любого матроса или курсанта. В первую очередь навык необходим, чтобы ставить паруса, но для многих это оказалось возможностью преодолеть страх высоты, ведь одна из мачт достигает в высоту 52 метра, что действительно немного пугает изначально. В первый раз было страшно абсолютно всем, но с нами был опытный координатор - Николай Александрович. Его история жизни и увлеченность своим делом вызывали у меня уважение и, честно признаться, зависть. (в подтверждение своих слов оставлю тут ссылку на его записки: https://memoclub.ru/author/sail_abr/)
Этот человек вдохновлял нас, потому что первым шел преодолевать эти высоты в свои 75 лет и нисколько не боялся. Конечно, все «трюки» мы выполняли, следуя технике безопасности, и в полном обмундировании.
По определенному расписанию у нас была возможность нести вахту на мостике совместно с вахтенным помощником капитана. Там нас учили определять свое местоположение по солнцу, звездам и даже в случаях, когда нет совершенно никаких ориентиров. Погода - непредсказуемая вещь, вот и нам довелось идти в полном тумане, словно он сошел с очередного фильма про «пиратов Карибского моря».
А однажды, когда мы собирали парус на рее, неожиданно начался дикий ливень, последствия которого пришлось сушить всем без исключения.
Нам проводили экскурсии в самые укромные участки судна: мы побывали в радиорубке, парусной, машинном отделении и даже в каюте у капитана.
На своем пути к цели мы встретились с еще одним парусником «Седов», о котором я уже упоминала ранее. Для того чтобы передать «привет» с разрешения капитана и по инициативе самого отзывчивого вахтенного помощника - Натальи Викторовны, нужно было подать воздух на тифон, чтобы раздался звуковой сигнал на несколько километров вокруг. Энтузиазм, который испытывал каждый трейниз нельзя описать просто словами. Мы как дети, которые, изучая что-то новое, восторженно впитывали всю информацию, настолько всем были интересны процессы и устройство жизни экипажа, а подача Натальи Викторовны создавала еще большее желание изучать. Не удивительно, что уже несколько книг по ее рекомендации лежат у меня на полке.
Через эти абзацы и предложения я попыталась передать атмосферу, культуру и жизнь парусника «Мир». Для меня это оказалось уникальное место со своими правилами и культурой. Как говорят про него сами члены экипажа, это место судьбы: кто-то здесь встречает свою любовь, кто-то предназначение, а кто-то семью или что-то совсем иное.
Это был потрясающий опыт и самое необычное путешествие в моей жизни.