Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

Бабий бунт. Поход на Версаль 5-6 октября 1789 года

«Если женщина что-то просит, ей надо непременно дать. Иначе она возьмет сама.» - Человек с бульвара Капуцинов.

Бывало, женщины в истории доканчивали то, что не смогли закончить мужчины. Мужчины смогли начать революцию во Франции, взять Бастилию, провозгласить «Декларацию прав». Но что было бы со всеми этими достижениями, не поднимись бабий бунт 5-6 октября 1789 года?

Первый испуг, вызванный падением Бастилии 14 июля, у аристократии прошел к осени. Начали образовываться заговоры, партии. Сторонники монархии в Учредительном собрании становятся всё сильнее, всё влиятельнее. Король отказывается санкционировать ряд принятых Собранием постановлений. Дело идет к контрреволюционному перевороту.

И король, и Учредительное собрание заседают в Версале, подальше от Парижа. В столице же обстановка накаляется. Началось всё с банальной нехватки хлеба, с очередей. Знаете, как в Феврале 1917 года.

Кто больше всего стоит в очередях? Женщины. Кто там точит язык и посыпает власти всеми возможными эпитетами? Женщины. Кто накаляет настроения? Точно – бабы.

Банкет лейб-гвардейцев в Версале.
Банкет лейб-гвардейцев в Версале.

Спусковым крючком к последующим событиям стал банкет 2 октября в Версале. Его давали лейб-гвардейцы офицерам гарнизона. Шампанское льется рекой, тосты становятся всё острее, оживление доходит до экзальтации.

Кто-то предлагает ставший уже традиционным тост за нацию. Его посылают к чёрту! Офицеры выхватывают шпаги и кричат, что готовы умереть за короля. На пол летят трехцветные кокарды (символ революции). Их топчут солдатские сапоги.

Банкет достигает кульминации, когда в зал являются король и королева. Мы умрем за вас! Ведите нас на Париж! Королева милостиво улыбается преданным офицерам.

Слухи о банкете разносятся с быстротой молнии. Раздражение в народе достигает точки кипения. Волнения охватили столицу 4 октября. Разносятся слухи, что король думает бежать в Мец, чтобы вести армию на Париж. Однако в этот день не произошло ничего.

"Дайте хлеба для наших детей!" Кадр из фильма "Французская революция. Годы света" (1989).
"Дайте хлеба для наших детей!" Кадр из фильма "Французская революция. Годы света" (1989).

Утром 5 октября забузили женщины в очередях у булочных. На площади стоял батальон Национальной гвардии. Женщины принялись позорить проходящих мужчин. Дескать, мужики, а за дело взяться не можете. Бравые парижанки с камнями бросились на батальон и обратили его вспять.

Первый успех запустил лавину. Толпа множится. Ситуация выходит из-под контроля. И тогда некто Майяр хватает барабан и увлекает женщин за собой. На Версаль! – это стало лозунгом дня.

Около полудня до десяти тысяч парижанок уже маршируют в направлении загородной резиденции короля. Около трех часов дня бунтовщицы уже в Версале и требуют пропустить их к королю.

Интересно, что еще пару дней назад неистово кричавшие гвардейцы растерялись перед женской армией. Они не предприняли ровным счетом ничего. Депутация избранных парижанок прорывается к Людовику XVI.

Неудовлетворённая приемом короля женская армия начинает угрожать. Раздаются выстрелы. Падают несколько раненых и убитых. Но это были стихийные схватки. Без плана и руководства. Если бы король проявил твердость… Или нашелся бы решительный генерал…

Король соглашается ехать в Париж. Справа стоит Лафайет. Кадр из фильма "Французская революция. Годы света" (1989).
Король соглашается ехать в Париж. Справа стоит Лафайет. Кадр из фильма "Французская революция. Годы света" (1989).

Но нет, король предпочитает капитулировать перед женщинами. Он торжественно одобряет все ранее отвергаемые им постановления Собрания и соглашается на переезд в Париж. Под контроль и охрану нации.

Тем временем власти Парижа наконец всполошились. Маркиз Лафайет собрал Национальную гвардию и бросился вдогонку за бабской армией. Только поздно вечером примчался он в Версаль.

Кое-как водворяется порядок. Все засыпают. Утром 6 октября в Париж отправляется удивительное шествие: солдаты с хлебами на штыках, толпа женщин, повозки с мукой, королевская семья. Женщины всю дорогу поют и приплясывают.

События 5-6 октября по-новому расставили силы на политической карте. Людовик XVI заперт в Тюильри под контролем нации. Теперь он будет вынужден одобрять законы, ведущие страну к конституции.

Аристократы отрезаны от своего знамени – короля. Им остается только разъехаться по провинциям. Кто-то уже бежит за границу. Образуется армия эмигрантов и оппозиция в провинциях. Революция не утихает, а лишь набирает обороты.