Найти тему

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ и КАК

Вопросы подготовила Мария Лисицына
Отвечает
Юлия Жилина

-Здравствуй! Много раз рассказывая о ваших с сыном успехах, ты упоминала такое словосочетание как "альтернативная коммуникация". Что эта за коммуникация такая, в чем её смысл?

-Альтернативная коммуникация -это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие активную экспрессивную речь людям, не способным общаться с помощью речи.
Эта технология может помочь ребенку, у которого есть серьезные проблемы с речью, у того, кто не может адекватно общаться с окружающими так, чтобы его понимали. Она может помочь эффективно взаимодействовать с окружающими и устранить некоторые причины нежелательного поведения, например, если оно вызвано невозможностью что-то попросить, или сказать, что у тебя что-то болит.

-А можно ее использовать для обычных детей или она применяется только у детей с ОВЗ с теми или иными нарушениями?

-Чаще всего методика применяется всё же у детей и взрослых с инвалидностью, но ситуации в жизни бывают разные, если человек в любом возрасте в силу какого-то заболевания, травмы лишается возможности говорить, то ему определенно нужна альтернативная коммуникация.

-Детям с каким заболеванием/диагнозом обычно нужна альтернативная коммуникация?

-Здесь нет какого-то единого списка заболеваний, кому именно показана альтернативная коммуникация, главный критерий здесь отсутствие возможности нормально общаться с другими людьми, просить о чём-то, выражать свои мысли. Если ребенка не понимают, несмотря на все усилия логопедов, а время идёт, то определено стоит вводить альтернативную коммуникацию. Тут ещё важно осознание проблемы родителями, мамы часто понимают своих детей по едва заметным сигналам от них, практически телепатически. Но это мама, а ребенку жить в обществе, и должен быть универсальный способ общения. Следует понимать, что несмотря на ограничения здоровья, любой человек имеет право быть услышанным и понятым.

-С какого возраста лучше начинать заниматься?

-По поводу возраста для начала занятий. Здесь на самом деле нужно смотреть каждый конкретный случай, ведь нарушения у всех разные, кому-то поможет логопедическая коррекция, а кому-то в силу диагноза и не сможет в полной мере помочь. Введение альтернативной коммуникации может способствовать развитию речи и языка, поэтому делать это лучше, как можно раньше, как только вы заметили, что есть проблемы с развитием. И если в 3- 4 года нет ни слов, ни тем более фразовой речи, то стоит задуматься о введении альтернативной коммуникации. Лишним точно не будет. И поможет ребенку в сенситивный период начать освоение родного языка.

-Если ли возрастные ограничения?

-Возрастных ограничений нет, ведь проблемы со здоровьем могут возникнуть в любом возрасте. Также можно подобрать необходимый вариант средств альтернативной коммуникации для любого заболевания, связанного с проблемами с речью.

-Какие результаты можно получить?

-Результат в том, что ребенок научится общаться с людьми, станет понятным, что он хочет, что ему интересно. Введение альтернативной коммуникации для неговорящего ребенка- это возможность выйти с ним на диалог, это улучшит качество жизни семьи и ребенка.

-Через какое время виден прогресс у ребенка?

-Как и в любых других занятиях, прогресс зависит от тех целей, что мы ставим, идём как всегда от простого к сложному. Например, при обучении использованию карточек PECS, мы сначала учим давать карточку, затем уже привлекать внимание взрослого, затем все больше приближаем использование папки с карточками к естественным условиям:ребенок должен достать/ принести папку, находясь на расстоянии от неё. Не всегда же взрослый человек и карточки будут прямо под рукой. Навык использования этих карточек достаточно детализирован, так как мы имеем дело с ребенком с нарушениями развития, и чтобы эффективно его чему-то научить, нужно идти мелкими шажками. И освоение каждого такого шага -это прогресс.

-
Много ли времени и сил потребуется для таких занятий у родителей?

-Вот про роль родителей -это очень хороший вопрос. Я бы даже сказала, ключевой. Как и на любых занятиях, здесь тоже требуется отработка того, что делает специалист занятии. Тогда навык будет освоен быстрее и эффективнее. Но между теми академическими навыками, что даются на занятии дефектолога и альтернативной коммуникацией есть разница. Альтернативная коммуникация- это функциональный жизненный навык. Поясню: какой смысл для ребенка, например, знать, где красный, если он не умеет выражать просьбу, не может выразить свои желания, сказать, что у него болит. Жизненный навык всегда первостепеннее. Я не говорю, что не нужно знать цвета, но нужно расставлять приоритеты для каждого конкретного ребенка. И иметь систему, смотреть на перспективу. А тренировка жизненных навыков, требует их применения в естественной среде, а не только на занятии. Здесь роль родителя очень велика. Специалист может рассказать, показать, направить, но применять это нужно дома, отрабатывать в любых подходящих условиях. Иначе всё это не имеет смысла, так как оно нужно не специалисту, а для жизни ребенка и его семьи. Поначалу может показаться сложным, но я думаю, когда мы начинаем что-то осваивать, всегда тяжело: после спортивных тренировок поначалу могут болеть руки и ноги, непросто всё укладывается в голове, когда начинаешь учится новой специальности или умению. Но затраченные усилия окупаются изменением качества жизни семьи и ребенка, тем, что ребенок получает новые возможности для развития.