Часто приходится слышать в интернете, что Эдуард Асадов не поэт, а так, «рифмоплёт для кухарок». Да, собственно, и любят его лирику только за доступную простоту. А умные читают другие стихи. И рассуждают это обычно «эксперты» в поэзии, которые гордятся, что срифмовали «Пабло Пикассо/лассо» или «детсад/Калининград».Эдуард Асадов не поэт, а так «рифмоплёт для кухарок». Да, собственно, и любят его лирику только за доступную простоту. А умные читают другие стихи. И рассуждают это обычно «эксперты» в поэзии, которые гордятся, что срифмовали «Пабло Пикассо/лассо» или «детсад/Калининград».
«Но я категорически не согласен с этими "воротилами слова"».
Как человек пишущий стихи почти 10 лет я смею заверить, что вычурная рифма и гладко сложенный текст не всегда высокохудожественный поэтический шедевр. Чаще всего это показуха, мол смотрите как я рифмовать умею.
Форма важна, но она не должна перекрывать содержание. Вот читаешь нного модного поэта и думаешь:
«Что сказать то хотел? В чём посыл твоих стихов? Где фабула?»
А вот у Асадова, как у фронтовика, всегда было что сказать и о чём поделиться. Он выбрал для себя стихотворный жанр не просто так, ибо для него это был чуть ли не единственный способ «диалога с читателем». В 1944 году Асадов получил ранение осколком и ослеп навсегда (на фронт ушёл в 1941 году). Тяжелейшее ранение буквально поставило крест на всей дальнейшей военной карьере, но он не сдался.
«Сбегаю из города к милым стихам
Любить, тосковать, сражаться.
Но кто-то находит меня и там:
Просят на вечер к учителям.
Надо. Нельзя отказаться».
Стихи были для него всем. А разве у поэтов бывает по-другому. По крайней мере лично я не знаю «лёгких путей». Самое главное в творчестве Асадова – это бесконечная доброта к ближнему и людям вообще. О чём бы он не писал, везде вставит одухотворяющую строчку, которая говорит «никогда не сдавайся».
«Как в мае все распускается
И зреет завязь в цветах,
Так жизнь твоя продолжается
В прекрасных твоих делах».
Поэты бывают разные. И сложные, тяжёлые как сталь, и лёгкие как пёрышко, и непонятные как аспиритас (редкое облачное явление). Но хороших поэтов всегда объединяет одно – чёткая связь всех их произведений. Понимание что и зачем они пишут. Это графоман сегодня пишет про облако в небе, а завтра про войну (на которой никогда не был), поэт же не может создать стихотворение без восприятия и концентрации на предмете, о котором пишет. Ладно, не будем уходить в теории стихосложения.
У Асадова есть прекрасное стихотворение «Запоминайте нас, пока мы есть». Оно простое, но как хорошо сложено. А главное я со всем согласен!
Запоминайте нас, пока мы есть!
Ведь мы еще на многое сгодимся.
Никто не знает, сколько мы продлимся,
А вот сейчас мы с вами, рядом, здесь,
Кто мы такие? В юности — солдаты.
Потом — трудяги, скромно говоря.
Но многие торжественные даты
Вписали мы в листки календаря.
Мы победили дьявольское пламя
И вознесли над пеплом города.
Видать, нам вечно быть фронтовиками
И в дни войны, и в мирные года!
Зазнались? Нет, смешно и ни к чему!
Нам не пришло бы в голову такое.
Когда пройдешь сквозь самое крутое,
Тогда плюешь на эту кутерьму.
Что нам чины, восторгов междометья!
Да мы их и не ведали почти.
Нам важно, чтоб смогли вы обрести
Все то, что мы достигли в лихолетья.
А чтобы жить вам светлою судьбою
И взмыть под звезды выше во сто раз —
Возьмите все хорошее от нас,
А минусы мы унесем с собою…
Мы вечно с вами толковать бы рады,
Но всех ветра когда-то унесут…
Запоминайте ж нас, пока мы тут,
Тогда архивов и листать не надо!
Когда ж потом, в далекие года,
Воспоминаний потускнеют нити,
Вы подойдите к зеркалу тогда
И на себя внимательно взгляните.
И от взаимной нашей теплоты
Мир вспыхнет вдруг, взволнованный и зыбкий.
И мы, сквозь ваши проступив черты,
Вам улыбнемся дружеской улыбкой…