Легче всего запомнить этот термин поможет ассоциация с "принтером".
Вы, уважаемые читатели неоднократно делали копии документов на принтере. Так вот, импринтинг - это и есть копирование. Причём без всякого контроля за правильностью или вдумчивости о логичности. Вне всякой критичности и условий. Безусловное....
Слепое считывание и отзеркаливание образа, окрашивание его оттенком доверия.
Этот феномен был открыт на примере птенцов диких гусей, которые приняли за мать и всю свою жизнь относились с доверием к учёному.
Пример импринтинга — поведение маленьких утят. Они воспринимают первый увиденный после рождения объект в качестве родителя, запоминают его и начинают всюду следовать за ним. Неважно, чем он окажется и даже будет ли одушевлен. Именно так и был обнаружен феномен: зоолог Конрад Лоренц описал его, наблюдая за поведением птиц. За создание теории импринтинга он получил Нобелевскую премию в 1973 году.
Как же используется социальный импринтинг в раннем дошкольном возрасте?
Дети, как маленькие утята ходят за воспитателем или другим значимым взрослым в отсутствии матери. Детские группы в возрасте до 3 лет ходят " стайкой". Выбирая себе в ведущие взрослого человека. Они охотно повторяют движения, танцевальные или имитационные жесты, запоминают игры с пальчиками и манеры поведения. Дети повторяют поведение взрослого и сверстников за столом, в умывальной комнате, повторяют слова и жесты своих родителей и многих других окружающих взрослых.
Запечатление родного образа обеспечивает принадлежность ребёнка не только к своему роду, но и к социально - культурным традициям. Эти скопированные стереотипные модели поведения, слова, фразы и даже мысленные конструкты базируются у человека в его тёмном бессознательном. Трудно переносятся в осознание и поддаются критике.
Импринтинг ( запечатления) имеет четыре фактических направления: оральный, территориально - эмоциональный, вербальный и социо -половой.
Оральный импринтинг - поскольку для ребёнка приём пищи - это возможность " выжить", то всё, что связано с зоной вокруг кормления его матерью, становится первым запечатлением и обустройством враждебного или принимающего окружающего его мира.
Территориально -эмоциональный связан с запечатлением самого удачного поведения среди окружающих. Это либо лидирующее поведение, либо поведение беспомощного, постоянно привлекающего к себе внимание и требование о помощи.
Вербальный импринт связан со знакомством с вербальными маркерами и символами,
А полоролевой импринт обеспечивает порой неосознаваемый выбор партнёра, который чем- то напоминает родителей или близких родственников. Причем, это могут быть не только внешние сходства, а сходство в поведении, тембре голоса или запахе от кожи.
Таким образом, возраст окончания некритического запечатления отдельных моментов в психику формирующейся личности, может быть от 5-6 до 8 лет.
Если у вас остались вопросы по этой теме, обращайтесь за консультацией.
Терапия по выявлению деконструктивных импринтов может быть проработана в разных психологических направлениях: психоанализе, ЭОТ или КПТ.
Автор: Галина Яковенко
Психолог, Специалист по психосоматике
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru