Музыкальные клипы. Со времен появления радио не было другого такого мощного средства для разворота карьеры исполнителей музыки. В 80-е годы MTV и VH1 стали новым музыкальным увлечением целого поколения меломанов, музыкальные клипы перестали быть просто дополнением к..., а стали неотъемлемой частью имиджа музыкантов.
И поскольку тема была еще не раскручена, для начала не существовало никаких условностей, которые можно было бы нарушить.
Это был настоящий дикий запад, как в музыкальном, так и в визуальном плане, можно было бесконечно экспериментировать. Технологии были сырыми, но они привели к еще большим творческим инновациям. Давайте заглянем в это радикальное время, когда было меньше условностей и занудства, было больше денег, а музыканты были безумнее и дичее. Посмотрим лучшие музыкальные клипы 80-х, определившие десятилетие.
Пэт Бенатар - Love Is A Battlefield (1983)
Песня уроженки Бруклина Пэт Бенатар вдохновила Боба Джиральди на видео, в котором Бенатар уходит из дома после конфронтации со своим отцом и отправляется в большой город, где танцует в каком-то захудалом клубе, в котором всех женщин эксплуатирует некий альфонс. Бенатар инициирует восстание, кульминацией его становится танцевальный поединок с владельцем клуба, наши, как и полагается в прогрессивные 80-е, конечно же побеждают, и проходимца отправляют собирать манатки.
Уитни Хьюстон - I Wanna Dance With Somebody (Who Loves Me), 1987
Контраст, связанный с чередующимся использованием монохромной и цветной пленки - кинематографический трюк, появившийся ещё в 1939 году в фильме «Волшебник страны Оз». Режиссер Брайан Грант с успехом использовал эту же технику в своем великолепном видео для хита Уитни Хьюстон, получившего премию «Грэмми». Черно-белые кадры из жизни певицы противопоставлены ярким цветным эпизодам, когда она танцует с разными партнерами. Отличное танцевальное шоу, поставленное известной британской танцовщицей Арлин Филлипс, воплощает в себе 80-е годы во всей их красе.
THE BUGGLES - Video Killed the Radio Star (1979)
Тревор Хорн - очень известный британский продюсер, работавший с такими людьми, как Пол Маккартни, Тина Тернер и Шер. Но начинал он, как музыкант и был даже вокалистом YES, покинув этих прог-монстров именно для того, чтобы переключиться на продюсирование.
А ещё раньше он входил в британский дуэт THE BUGGLES, их дебютный сингл Video Killed The Radio Star вышел в конце 1979 года вместе с революционным видео, которое в какой-то степени задало тон визуальному представлению поп-музыки в последующем десятилетии.
Снял его австралийский режиссер Рассел Малкахи, его идеи по использованию замедленных сцен, очень четкого монтажа и неонового освещения во многом заложили основы для поп-видео 80-х. И видео Killed The Radio Star стало первой трансляцией на MTV, когда 1 августа 1981 года был запущен этот канал.
Дэвид Боуи и Мик Джаггер - Dancing In The Street (1985)
Дуэт британских рок-титанов возродил этот вечнозеленый хит питомцев Мотауна 60-х годов - группы MARTHA & THE VANDELLAS - в качестве благотворительного сингла для Live Aid. Под руководством Дэвида Маллета в Лондоне они сняли видео без каких-либо излишеств, но просто кипящее энергией, в котором они оба прыгают и скачут на улице, что полностью соответствует названию песни.
EURYTHMICS - Sweet Dreams (Are Made Of This), 1983
Синти-поп классика Энни Леннокс и Дэйва Стюарта о сложной природе человеческих желаний вывела EURYTHMICS на международную арену, и их известность только усилилась благодаря снятому Крисом Эшбруком видео, которое было одним из основных клипов MTV в первые дни существования этого новаторского музыкального канала.
Видео отметилось вызывающим андрогинным внешним видом Леннокс – короткие оранжевые волосы в панк-стиле в сочетании со строгим костюмом и галстуком, а также использованием сюрреалистических образов, подчеркивающих контраст между технологиями и миром природы.
Херби Хэнкок - Rockit (1983)
Джазовый пианист Херби Хэнкок всегда был ярым сторонником технологических инноваций. Неудивительно, что для его новаторского сингла Rockit, объединившего в себе хип-хоп и техно-фанк, было снято, возможно, самое футуристическое музыкальное видео 80-х. Причем в центре внимания на видео не Хэнкок, хотя его голову и руки время от времени можно увидеть в телевизоре, присутствующем в клипе, а огромное множество самых различных манекенов и всяких странных технологических существ, чьи части тела дергаются и трясутся в такт музыке. Клип для Rockit сняли Кевин Годли и Лол Крем - музыканты британского рок-дуэта GODLEY & CREME, и он вполне заслуженно получил пять премий от MTV в 1984 году.
Пола Абдул - Opposites Attract (1988)
Ещё до того, как общение с параллельным миром мультипликации стало нормой после фильма 1992 года Cool World, Пола Абдул делила экран с мультяшным котом по имени MC Skat Cat в музыкальном клипе Opposites Attract. С музыкальной точки зрения песня представляет собой прекрасный образец поп-музыки конца 80-х, а видео демонстрирует фирменные танцевальные манипуляции Абдул. Получился один из лучших музыкальных клипов 80-х, но стоит ли отправлять его в космос как свидетельство высокого уровня культуры человечества? Скорее всего - всё-таки нет.
Оливия Ньютон-Джон - Physical (1981)
Оливия Ньютон-Джон призывает всех «надеть лучшие спортивные штаны и заняться спортом». На фоне популярности фитнеса в 80-х Джон выпустила подходящий сингл и превратила его в мантру для тренировок. В клипе она старательно и активно обрабатывает не слишком спортивных персонажей, постепенно превращая их в настоящих атлетов.
THE POLICE - Every Breath You Take (1983)
Знаменитая романтическая баллада, в которой Стинг подробно описывает все перипетии любовных отношений на фоне гипнотического гитарного риффа. Остальные участники THE POLICE и струнный квартет играют за его спиной, а Стинг вымещает свои эмоции на бедном контрабасе.
TOM PETTY & THE HEARTBREAKERS - Don’t Come Around Here No More (1985)
Том Петти и его HEARTBREAKERS никогда особо не увлекались модными тенденциями или ультрасовременными прическами. Однако это не помешало им выпустить несколько совершенно убойных музыкальных клипов. Хороший пример - восхитительное психоделическое видео для песни Don't Come About Here No More, в котором сам Петти играет Безумного Шляпника из «Алисы в стране чудес», съедающего Алису после того, как она превратилась в пирог.
DIRE STRAITS - Money For Nothing (1985)
MTV запустили 1 августа 1981 года, и тут произошло то, чего, по-видимому, никто не ожидал. Несмотря на известную всем нелюбовь к музыкальным клипам, DIRE STRAITS неожиданно предложили одно из величайших мета-музыкальных видео. В их промо к синглу два синих воротничка из компании тех, что стали вдохновением для текста песни, анимированные с помощью компьютерной графики, возмущаются рок-н-ролльным образом жизни музыкальных групп.
В итоге получился гибрид живого действия и анимации, снятый режиссером Стивом Бэрроном, являющимся также автором видео Take On Me группы А-НА и Billie Jean Майкла Джексона. Новое видео стало мега-популярным и перевело группу DIRE STRAITS в категорию международных звезд.
RUN-DMC & AEROSMITH - Walk This Way (1986)
Новаторское сотрудничество AEROSMITH и RUN-DMC продемонстрировало, как стены хип-хопа и рока рушатся в самом что ни на есть буквальном смысле, когда Стивен Тайлер прорывается сквозь перегородку в студии.
Рик Рубин организовал эту невероятную затею, клип вернул AEROSMITH в центр внимания и познакомил с хип-хопом каждого ребенка в пригороде Нью-Йорка. Первый гибридный хит рэп-рока проложил дорогу другим подобным затеям, как, например, Bring The Noise групп ANTHRAX и PUBLIC ENEMY.
Синди Лаупер - Girls Just Want To Have Fun (1983)
Призвав к радости жизни в песне с соответствующим названием «Девочки просто хотят повеселиться», Синди сколотила для клипа эдакую «женскую банду».
И стала одной из первых звезд MTV и, вдобавок, международной сенсацией. На видео Лаупер восстает против своих родителей, которых играет ее настоящая мать и профессиональный рестлер Капитан Лу Альбано. Вся визуализация такая же жизнерадостная, как и музыка: хочется пробежаться по улицам своего города, как сама Лаупер сделала это на Lower East Side.
DURAN DURAN: Hungry Like The Wolf (1983)
У DURAN был ещё один неплохой клип на песню Rio, но «Голодный как волк» - это нечто особенное.
DURAN DURAN уж очень хотели обосноваться на американском рынке, вот и придумали убедить свой лейбл отправить их в Шри-Ланку и снять там экстравагантный музыкальный клип, положивший начало новой идее, которая вскоре повторится во многих вариантах в различных музыкальных клипах 80-х. Не вдаваясь в подробности экзотики, можно отметить, что видео реально сместило акцент с обычных съёмок выступлений исполнителей в сторону более кинематографического направления.
GENESIS - Land Of Confusion (1986)
Музыкальные клипы 80-х имели свой набор клише: короткие пародийные сценки, анимация, фрагменты живых выступлений и куклы. Пятиминутный опус GENESIS представлял собой довольно-таки громкое политическое послание тогдашнему президенту США Рональду Рейгану, куклы были взяты из британского сериала Spitting Image, и получилось скорее пугающе, чем сатирически. И тем не менее клип пользовался огромной популярностью на MTV и включал в себя бесчисленное множество маленьких изюминок, на которые стоит обратить внимание.
Принс - Raspberry Beret (1985)
У Принса немало хороших видео, таких как Purple Rain или When Doves Cry, он был мастером в этом вопросе. Что же касается Raspberry Beret, то его роскошная рубашка делает уже пол дела в этом анимационном видео-мэшапе. Одетый в костюм с облаками, с абсолютно восьмидесятнической прической, Принс по-дурацки кашляет, прежде чем начать петь: «Я сделал это просто для того, чтобы сделать то, чего никто другой не сделал бы».
Веселая группа танцоров сопровождает Принса и его THE REVOLUTION. Изначально Принс снял видеоклип для песни, а затем поручил японскому аниматору Дрю Такахаши сделать отдельное промо, и в результате получился этот сюрреалистический микс.
TALKING HEADS - Once In A Lifetime (1980)
Это постмодернистское промо наглядно продемонстрировало, что можно создавать инновационные видеоролики даже при ограниченном бюджете. Знаменитая Тони Бэзил, хореограф, певица и актриса была режиссером видео.
Фронтмен группы Дэвид Бирн напяливает на себя очки и принимает аватар проповедника, обращающего в свою веру аборигенов из африканских племен, двигаясь, при этом совершенно неестественно для нормального человека, зато вполне подходяще для группы, которая именует себя Говорящие головы.
GUNS N’ ROSES - Welcome To The Jungle (1987)
GUNS N’ ROSES далеко не всегда были любимцами MTV. Лишь после судьбоносного выхода в эфир их видеоклипа Welcome To The Jungle группа в одночасье произвела фурор, а клип стал одним из самых знаковых для 80-х. Сценарий видео представляет собой триптих меняющихся сцен: Эксл, только что вышедший из автобуса в Нью-Йорке, Эксл - рок-звезда и Эксл, который нервничает, подвергшись натиску новостей на телеэкране. Собственно об этом и текст песни «Добро пожаловать в Джунгли», где Нью-Йорк сравнивается с джунглями.
A-HA - Take On Me (1985)
Клип классической синти-поп группы запоминается не только впечатляющими спецэффектами, но и высоким фальцетом из песни. Олицетворение 1980-х: причёска Рика Эстли, романтические каперсы и поп-арт в стиле комиксов. Однако здесь вложено и немало труда: иллюстратор Майк Паттерсон изготовил более 3000 эскизов для клипа. Видео имело оглушительный успех и положило начало анимационному направлению в музыкальных клипах 80-х, которое продлится около десяти лет.
Джанет Джексон - Rhythm Nation (1989)
После того как Джанет Джексон обрушила это видео на ничего не подозревающие массы, возможно кому-то и захотелось попасть в такой фэнтези-мир Rhythm Nation. Режиссер Доменик Сена, двумя годами ранее снявший клип на песню Джанет Let's Wait A While, в этот раз создал антиутопическую танцевальную концепцию, в которой Джанет ведёт за собой труппу к стильному дэнс-будущему.
Питер Гэбриел - Sledgehammer (1986)
Видео запоминается благодаря потрясающей пластилиновой лепке и самому Питеру Гэбриелу в главной роли, с которым на протяжении клипа происходят совершенно разные катаклизмы. И в любом случае, Sledgehammer вполне закономерно считается поистине революционным для своего времени промо и одним из самых популярных музыкальных видео на MTV.
Читать также:
- Please Please Me: второй сингл «THE BEATLES»
+