Кто такой руководитель? Это человек, включенный в сложную систему отношений. В первую очередь отношений с другими людьми.
Очевидно? Нет, не всегда.
Автор: Елизавета Артамонова — эксперт кафедры «Бизнес-тренинги» Академии социальных технологий, психолог, коуч, фасилитатор, эксперт по коммуникациям и эмоциональному интеллекту.
Настоящий руководитель не может не общаться с другими людьми. Он не может себе позволить закрыться в кабинете и работать только с документами. А коммуникацию осуществлять только через электронную почту и мессенджеры. Он также не может себе позволить общаться только с очень узко ограниченным кругом лиц и никак не взаимодействовать с остальными.
У многих других профессий обычно есть основная задача, на которой сотрудник может сосредоточиться и... уйти, тотально минимизировать общение с другими людьми и не заботиться об отношениях с коллегами.
Но руководитель — совсем другое дело. Общаться с людьми — его ключевая задача. Просто проходит она часто как будто на заднем фоне таких серьезных процессов, как стратегическое планирование, распределение ресурсов, контроль результатов и прочее.
Поэтому коммуникативная компетентность — одна из важнейших для руководителя, начальника, лидера. Ну и в паре с ней всегда следует эмоциональная компетентность.
Коммуникация руководителя в широком смысле включает в себя:
- непосредственное общение с сотрудниками;
- формирование вокруг себя несколько кругов команд;
- наставничество, обучение коллег, создание условий для их профессионального роста;
- мотивацию, повышение вовлеченности, лояльности, приверженности сотрудников;
- создание и управление психологической атмосферой в коллективе;
- управление конфликтами (не только гасить, но и где-то создавать, и, кстати, создание здоровой конкуренции тоже сюда относится);
- формирование корпоративной культуры, внедрение в нее нужных ценностей.
И все это невозможно сделать за закрытыми дверями. Невозможно сделать, отгородившись от коллектива и только сухо донося рабочие задачи, причем еще и через какой-нибудь Битрикс или другую автоматизированную систему.
Предлагаю вам провести небольшой самоанализ. С помощью «Колеса баланса» оцените каждый из элементов коммуникации руководителя.
Задайте себе вопросы по каждому сектору:
- Насколько я уделяю этому внимание?
- Насколько я преуспеваю в этом?
- Насколько мне легко и комфортно это создавать?
И оцените себя, где 1 — плохо/сложно, а 10 — хорошо/легко. Затем заштрихуйте области, и вы получите наглядную картинку того, чему вам — как руководителю — стоит уделить внимание в развитии своих коммуникативных компетенций.