Найти тему

Коммуникативная компетентность руководителя: почему она важна и как ее развить?

Кто такой руководитель? Это человек, включенный в сложную систему отношений. В первую очередь отношений с другими людьми.

Очевидно? Нет, не всегда.

Автор: Елизавета Артамонова — эксперт кафедры «Бизнес-тренинги» Академии социальных технологий, психолог, коуч, фасилитатор, эксперт по коммуникациям и эмоциональному интеллекту.

Фото: drobotdean, Freepik
Фото: drobotdean, Freepik

Настоящий руководитель не может не общаться с другими людьми. Он не может себе позволить закрыться в кабинете и работать только с документами. А коммуникацию осуществлять только через электронную почту и мессенджеры. Он также не может себе позволить общаться только с очень узко ограниченным кругом лиц и никак не взаимодействовать с остальными.

У многих других профессий обычно есть основная задача, на которой сотрудник может сосредоточиться и... уйти, тотально минимизировать общение с другими людьми и не заботиться об отношениях с коллегами.

Но руководитель — совсем другое дело. Общаться с людьми — его ключевая задача. Просто проходит она часто как будто на заднем фоне таких серьезных процессов, как стратегическое планирование, распределение ресурсов, контроль результатов и прочее.

Поэтому коммуникативная компетентность — одна из важнейших для руководителя, начальника, лидера. Ну и в паре с ней всегда следует эмоциональная компетентность.

Коммуникация руководителя в широком смысле включает в себя:

  • непосредственное общение с сотрудниками;
  • формирование вокруг себя несколько кругов команд;
  • наставничество, обучение коллег, создание условий для их профессионального роста;
  • мотивацию, повышение вовлеченности, лояльности, приверженности сотрудников;
  • создание и управление психологической атмосферой в коллективе;
  • управление конфликтами (не только гасить, но и где-то создавать, и, кстати, создание здоровой конкуренции тоже сюда относится);
  • формирование корпоративной культуры, внедрение в нее нужных ценностей.

И все это невозможно сделать за закрытыми дверями. Невозможно сделать, отгородившись от коллектива и только сухо донося рабочие задачи, причем еще и через какой-нибудь Битрикс или другую автоматизированную систему.

Предлагаю вам провести небольшой самоанализ. С помощью «Колеса баланса» оцените каждый из элементов коммуникации руководителя.

Фото: Елизавета Артамонова
Фото: Елизавета Артамонова

Задайте себе вопросы по каждому сектору:

  • Насколько я уделяю этому внимание?
  • Насколько я преуспеваю в этом?
  • Насколько мне легко и комфортно это создавать?

И оцените себя, где 1 — плохо/сложно, а 10 — хорошо/легко. Затем заштрихуйте области, и вы получите наглядную картинку того, чему вам — как руководителю — стоит уделить внимание в развитии своих коммуникативных компетенций.