Плановый рост расходов федерального бюджета России на 6.4 трлн руб в 2024 году (+21% г/г) сам себя не профинансирует. Минфин, в проекте бюджета на 2024-2026 гг. подчеркивает, что снизилась эффективность рентного налогообложения (НДПИ, НДД, экспортная пошлина, обратный акциз). В 2015-2017 рентные налоги нефтяной отрасли составляли около 80% от свободного денежного потока, в 2021 снизились до 67%, в 2023 упали до 57%. Что делать? Правильно – модифицировать налогооблагаемую базу.
Что предлагается Минфином? Повышение справедливости распределения природной ренты в отраслях с устойчивой избыточной рентабельностью капитала вследствие благоприятной ценовой конъюнктуры, а именно: 🔹донастройка налогообложения нефтегазового сектора – в частности, поэтапное сокращение предельного дисконта для целей налогообложения (с 15 $/барр в 2024 году до 10 $/барр в 2025 году и 6 $/барр в 2026 году);
🔹сокращение топливного демпфера (пока в 2 раза);
🔹повышение ставки НДПИ на природный газ в эквиваленте повы