Когда кто-то заявляет, что аскетика не дело мирян, а только монахов, то между строк можно прочесть посыл:
«я люблю свои страсти, зачем ты принуждаешь меня от них отказаться?»
Часто мы просто оправдываем не желание трудиться духовно. Вроде Церковь учит, что нужен пост и молитва, а делать этого не хочется. Мирится с грызущей совестью как-то надо, поэтому мы находим «учителя», который бы транслировал такой богословие, где трудиться вообще не надо.
Если святые отцы для многих из нас не авторитет, то может быть обратимся к философам?
Например, Сенека, философ стоик, пишет:
«Ты сейчас выставишь против меня общий упрек, всегда бросаемый стоикам: «Слишком много вы обещаете, слишком суровы ваши наставленья! Мы — люди слабые и не можем себе отказать во всем! Мы будем горевать, но не очень, будем желать, но умеренно, будем сердиться — а потом успокоимся».
— Знаешь, почему мы этого не можем? Не верим, что можем! А на деле, клянусь, все иначе! Мы защищаем наши пороки, так как любим их, и предпочитаем извинять их, а не изгонять.
На это природа дала человеку довольно сил, — если мы соберем их и напряжем и пустим в ход не против себя, а себе в защиту. «Не хотим» — вот причина; «не можем» — только предлог. Будь здоров».
Не нужно смущаться, что это сказал язычник. Если скрыть авторство Сенеки и поставить вместо него какого-нибудь «Старца Мефодия», то будет вполне в духе христианской аскетики.
Следует задуматься, если даже язычники стремятся к нравственному совершенству ради философии, то почему мы спим?
Можно пойти дальше, в области плотские. Спортсмены, модели, актеры занимаются аскетикой. Они ограничивают себя ради победы в конкурсе, участия в фильме.
Столько свидетелей против нас, желающих жить расслабленно христиан. Не пора ли задуматься?
Кто-то возразит: у меня трое детей, куча болезней, тяжелая работа и проч., какая тут может быть аскеза? – справедливый вопрос. Но ведь никто не просит вместе со страстями усекать мышление.
Сегодня страсть №1 – интернет. Ограничь время в нем и вот тебе и аскеза. Или меньше болтай попусту. Больше посвящай время молитве «на ходу». Придумать можно множество вещей, который мы можем делать ради Господа.
В этом и заключается аскетика (упражнение). Мы забираем ту энергию, которой питаются наши страсти и направляем её на дела во славу Божию.
В этом нет ничего сверхъестественного, нормальная, человеческая жизнь.