По следам путешествия 2017. Часть 9
Вы хочете казкi? — ну, добра, ну, ладна!
Садзiцеся вот дзе, слухайце прыкладна.
Яж збаю, пакуль дзень загляне ў ваконцэ,
Но толькi не казку, а праўду, як сонцэ!
Янка Купала, «Жалейка»
Сказка не сказка, быль не быль, а может быть - и самая настоящая история, "как солнце", свидетелем которой и участником стал этот храм Святого Архангела Михаила, освящённый уже в 1407 году, построенный на руинах ещё более древней церкви в 1320 года постройки.
Деревня Сынковичи ( ударение не первый слог) по дороге на Слоним и дальше в Гродно, на северо-западе Республики Беларусь. "Туда", - машет рукой местный крестьянин, указывая в направлении обширного ржаного поля. Там, в отдалении от деревни, в маленькой рощице, стоит древний готический храм, церковь-крепость. Оборонительный храм времён Великого княжества Литовского.
-Никогда не видел ничего подобного, - удивляется мой муж. А уж он-то поездил по свету.
Постройка храма связана с именем Великого князя Литовского Витовта.
Вот тут и начинается то ли "казка"-сказка, то ли драматичный эпизод белорусской истории. Персонажи-то реальные. И какие!
Кто он, князь Витовт (1350-1430)? Великий князь литовский с 1392 г.; сын Кейстута и, соответственно, внук Гедимина - Великого князя Литовского. И двоюродный брат Ягайлы - короля Польского Владислава II Ягелло. Король Чехии с 1421 года и едва не ставший королем новоявленного Литовского королевства - не успел, да и Папа римский не дал благословения.
Княжил в Гродно в 1320-1382 годах. Там его увековечили - но только в дереве.
Имя Витовта вошло в историю главным образом благодаря Грюнвальдской битве (1410), в которой польско-литовские войска под командованием Витовта разбили Тевтонский орден. На памятнике в честь 500-летней годовщины этой победы - на площади Матейко в старой части польского Кракова - Витовт выглядит отнюдь не гродненским дедушкой-лесовичком: могучий воин в латах, с суровым выражением лица. Вон он, стоит на южной, лицевой стороне памятника. У его ног - поверженный Великий магистр тевтонских рыцарей Ульрих фон Юнгинген.
Кстати, Витовт вместе с дядюшкой, Ольгердом Гедиминовичем, ходил воевать также и Москву. Дважды: в 1368 и 1372 годах.
Взглянем на памятник ещё раз. Кто там восседает на коне, возвышаясь над всеми прочими на недосягаемой высоте? А это кузен Витовта, король Польский Владислав II Ягелло.
Ягелло-Ягайла, в ту пору ещё не король, заключал тайные договоры то с Ливонским, то с Тевтонским орденами, в результате чего крестоносцы ринулись разорять земли его дяди Кейстута. Так поссорились Кейстут Гедиминович и Ягайла Ольгердович, поссорились всерьёз - начали войну.
Под предлогом переговоров Ягайла заманил к себе и бросил в подземелье Кревского замка и дядюшку Кейстута, и кузена Витовта, и жену его Анну, княжну Смоленскую. Вскоре Кейстут был найден мёртвым - предположительно был отравлен по приказанию Ягайлы. А Витовту, следующему кандидату в покойники, вовремя удалось бежать: надев платье жёниной служанки, он вместе с женой - то ли вышел беспрепятственно, то ли спустился со стены замка в корзине - и направился в Полоцк. Служанка же, в одежде Витовта, осталась изображать больного князя - за что поплатилась жизнью, когда обман раскрылся.
Вот тут-то и сыграл свою роль Сынковичский храм Святого Михаила Архангела.
Правда, я не очень понимаю, каким образом беглый князь попал в Сынковичи - или что тут было тогда в этих местах - если он направлялся в Полоцк. Полоцк - это на восток, а Сынковичи - на запад. Зато недалеко от Крево: каких-то 200 км.
Так или иначе, путаясь в служанкиных юбках, Витовт добрался до своих слонимских земель и засел, как гласит летопись, "в полуразрушенном замке или крепости" . И местные жители его не выдали.
Став Великим князем Литовским, Витовт не забыл о деревне, где нашел спасение, и приказал возвести на развалинах старого храма церковь-крепость, в которой можно было бы не только молиться, но и спасаться от врагов. Много было всяких событий впереди!
Например, Северная война (1700-1721). Та самая, что окончательно разрушила огромный замок в Новогрудке, первую башню которого возвели ещё при Миндовге, основателе Великого княжества Литовского.
До наших дней дошли только руины двух башен - Костельной - это та, что поближе - и Щитовой. Костельная - потому что смотрит на Фарный (приходской) костёл Преображения Господня, строенный всё тем же Витовтом. В 1422 здесь венчались всё тот же Ягайло - король Польши Владислав II - и София Гольшанская. Ему было лет шестьдесят, ей - семнадцать. Этот брак положил начало королевской династии Ягеллонов, сидевших на тронах разной степени значимости целых 200 лет.
А в 1799 году в этом костёле крестили поэтического гения трёх стран - Польши, Литвы и Беларуси - Адама Мицкевича.
В Новогрудке, каждый камень готов рассказать историю из прошлого России, Беларуси, Польши, Литвы!
Вернёмся, однако, в Сынковичи, год примерно в 1706. Отступая, бесчинствует шведский король Карл XII, приказывая взорвать и нашу церковь: пушки были расставлены, но....с храмовых башен вдруг слетелась, сорвалась целая туча воронья, грозя выклевать артиллеристам глаза. И не выстрелили пушки - отступили шведы.
Хотите верьте, хотите нет.
...Тихо за деревней. Стоит храм - только подумать, семь веков! Византийский стиль - он диктовал правила до 13 века - вобравший в себя черты западноевропейской готики 14-16 веков. Храм, похожий на небольшой замок. Сколько видели эти могучие - полутораметровой толщины - стены ! Четыре угловые башни, как у настоящей крепости. Внутри каждой - винтовые лестницы, ведущие так сказать, на чердак - главный оборонный ярус. По верху стен устроены круглые бойницы - через них можно было вести огонь на дальние расстояния. А навесные бойницы-машикули, похожие на балкончики, в верхней части стен и башен предназначались главным образом для вертикального обстрела тех, кто пытался эти стены штурмовать.
Возможно, была и пятая башня - прямо по центру крыши. Зато, если приглядеться к главному фасаду, в верхней его части можно рассмотреть и такой архитектурный элемент, как фонарик - это был наблюдательный пункт. В многочисленных нишах фасада - некогда оштукатуренных - были изображения святых.
За свою долгую историю храм послужил и православным, и униатам, и католикам. В советские годы, как водится, он не действовал – из него сделали овощехранилище: вот уж универсальная мода, что в России, что в Беларуси. Православным храм стал в 1989 году. Еще в 2004 году церковь стояла практически без крыши.
Удивительно!
Белорусская готика посреди поля.
Готика, сделавшаяся православной святыней.
И ставшая домом для списка чудотворной иконы Божией матери "Всецарица" - оригинал, написанный в 17 веке, находится в Ватопедском монастыре на Афоне.
- Фотографировать нельзя, - шикают на меня. Но запрет немного опоздал, и чудесную икону я всё-таки запечатлела. А какое красивое вышитое полотенчико!
На самом деле списков "Всецарицы" здесь два: один - поскромнее - был написан на пожертвования верующих, в том числе тех, кто молился об исцелении и получил его. Второй прибыл с Афона, посредством некоего мецената. Прежде чем отправить в Сынковичскую церковь, образ пронесли по всем монастырям святой горы.
Икона - целительная. Икона последней надежды.
А её однажды ограбили. Сам-то список не тронули - новый. А вот драгоценные приношения забрали. Может, отсюда и запрет на фото?
И это, к сожалению, не сказка.
Надо, однако, заметить, что таких церквей-крепостей в Беларуси несколько. Храм в Камаях, например. Или в Мурованке.
Много удивительного можно встретить, путешествуя по республике Беларусь!
Хватит на сегодня сказок, вот разве что:
Это тоже Гродненщина....