Проведенное исследование посвящено оценке функциональности, качества и безопасности шести популярных у россиян приложений для вызова такси, доступных на платформах iOS и Android, сообщает сайт Роскачества. Для достижения этой цели эксперты установили эти приложения на тестовые смартфоны и делали заказы, выступая в роли рядовых пассажиров.
Кроме того, был проведен социологический опрос при помощи платформы Fabuza, охвативший 1 тыс. респондентов, изучены отзывы и комментарии в магазинах приложений. Для более глубокого понимания темы были проведены интервью с десятью активными пользователями такси.
Функциональность сервисов
Оценка функциональности приложений осуществлялась на основе 85 критериев. Лидерами по функциональным качествам на iOS и Android оказались следующие приложения:
- «Яндекс Go» — 4,57 (Android) / 4,65 (iOS);
- Uber Russia — 3,82;
- «Таксовичкоф — Заказ такси» — 3,63.
Экперты рассказали о возможностях исследованных приложений. Так, «Яндекс Go» позволяет пользователям быстро авторизоваться через различные известные способы — социальные сети, сторонние аккаунты и номер телефона, тогда как другие приложения предлагают только регистрацию через номер телефона.
В мобильных приложениях «Поехали», «Таксовичкоф, Maxim и Uber Russia для удобства заказа автомобиля и отслеживания его перемещения можно использовать карту с возможностью управления жестами.
Три приложения — «Яндекс Go», «Поехали», Maxim — позволяют вводить адрес начала и конца поездки, в том числе с помощью голосового ввода. При этом полный адрес отправления и прибытия можно ввести во всех приложениях, а в «Поехали» и Maxim указывается даже подъезд, от которого нужно забрать клиента. В «Яндекс Go», Uber Russia, Maxim и «Везет» можно заказать такси без указания конечного адреса.
Приложения «Яндекс Go: такси и доставка», «Везет» и Uber Russia предоставляют наиболее полную информацию о водителях — ФИО, фото, рейтинг, данные об автомобиле и компании-перевозчике. При этом во всех протестированных приложениях отсутствуют сведения о дате регистрации водителя в сервисе такси.
Как показал опрос 2021 года, 42% пассажиров выступают за введение требований к внешнему виду таксистов. В 2022 году этот процент вырос до 53%, в 2023 году это пожелание остается актуальным. По мнению 52,3% опрошенных, водитель такси должен иметь аккуратный вид. Также важны вежливость и культура общения водителя, его умение вести разговор на отвлеченные темы.
Отслеживать перемещение автомобиля на карте и передавать эту информацию третьим лицам позволяют сервисы «Яндекс Go», «Поехали» и Maxim (возможность передачи информации также есть и в приложениях «Везет», «Таксовичкоф» и Uber Russia, но отслеживание в реальном времени там невозможно).
Все приложения предлагают возможность выбрать способ оплаты (безналичный расчет или наличные), однако оплата через QR-код отсутствует. Изменить способ оплаты в процессе поездки возможно только в приложениях «Поехали» и Maxim. Изменение маршрута в пути доступно во всех приложениях, исключая «Таксовичкоф».
Все приложения позволяют сохранять историю поездок, включая маршруты, даты и время, стоимость, а также детальный список оказанных услуг (за исключением «Таксовичкоф»). В приложении «Поехали» не сохраняются чеки. В «Везет» чеки сохраняются, но невозможна их отправка на почту.
Время в пути отображается только в «Яндекс Go». Функция повторного заказа поездки есть в «Поехали», Maxim и «Таксовичкоф». У пользователя возможность добавить адреса в избранное (везде, кроме «Везет»).
В приложении «Таксовичкоф» можно указать радиостанцию для прослушивания в такси в процессе поездки.
Все приложения позволяют оценить поездку и водителя, однако в «Поехали» и Maxim не получится оставить комментарий. В «Яндекс Go» водитель также может оценить пассажира. Также «Яндекс Go» предоставляет возможность занести водителя в черный список.
В приложениях вызова такси можно выбирать различные тарифы с учетом класса / типа автомобиля / тарификации. В «Везет» нет разделения по классам поездки («эконом», «комфорт», «бизнес») нет, но можно выбрать скорость подачи автомобиля.
Удобство использования
В результате немодерируемого пользовательского тестирования с оценкой по 100-балльной шкале были определены следующие лидеры:
- «Яндекс Go» — 85 баллов (Android) / 87 баллов (iOS)
- Maxim — 75 / 72;
- Uber Russia — 75 / 85;
- «Поехали» — 67 / 77.
Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества также провели исследование доступности мобильных приложений для пользователей с ограничениями. При этом у пяти приложений есть полная поддержка динамического шрифта на Android, однако на iOS у всех исследованных приложений поддержка лишь частичная.
Самый высокий показатель контрастности текста и фона был у приложения "Поехали" на Android.
Функция, которая повысила рейтинг приложений «Яндекс Go» и «Таксовичкоф» — это отображение примерного времени до окончания поездки или предполагаемого времени прибытия. Возможность настройки темы оформления (темная/светлая) также оказалась положительной для Maxim и "Таксовичкоф". А вот приложение "Яндекс Go" стало лидером благодаря возможности авторизации через почту.
Интересно, что у Maxim есть версия приложения для смарт-часов. Это приложение имеет лучшую реализацию помощи: есть чат со службой поддержки, а также возможность позвонить или написать сообщение через форму обратной связи. «Яндекс Go» предлагает только чат.
Информационная безопасность
Если говорить о приложениях такси для Android, только «Везет» запрашивает у пользователя необходимые разрешения, объясняя, для чего это нужно. «Яндекс Go: такси и доставка» желает получить доступ к функции телефонного вызова и устройствам Bluetooth, а также просматривать контакты. «Поехали» и Maxim требуют доступ к устройствам Bluetooth, «Таксовичкоф» — к контактам.
Сергей Кузьменко, руководитель направления информационной безопасности Центра цифровой экспертизы Роскачества, сообщил, что были обнаружены потенциальные уязвимости для устройств на Android. Только «Везет» не использует трекеры. Maxim, «Поехали», «Яндекс Go» и «Таксовичкоф» используют Google Analytics. Uber Russia работает с Google Analytics и Facebook Analytics (который запрещен в РФ).
Функция «Деактивировать/Удалить аккаунт» имеется только в приложениях Maxim и «Поехали». Ни в одном из проверенных экспертами приложений нет возможности установки пароля или входа по биометрическим данным.
Итоги исследования:
По сравнению с 2022 годом, в приложениях такси видны некоторые изменения, но в целом ситуация остается прежней, отмечают в Роскачестве.
---
Рекомендуем подписаться на наш канал, так вы не пропустите интересные и полезные статьи. А еще заходите почаще на наш сайт https://newizv.ru.