Найти тему

Россия и Иран могут обогатить авиакомпетенции друг друга

Впервые за 32 года в Межгосударственный авиационный комитет намерены принять нового члена

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Авиавласти Ирана хотят войти в состав Межгосударственного авиационного комитета (МАК), пишут «Известия» со ссылкой на председателя МАК Олега Сторчевого.

История вопроса:

– Иранские коллеги выразили заинтересованность в присоединении к соглашению. Эта возможность будет обсуждаться Советом полномочных представителей государств-участников, после чего МАК будет готовить соответствующую нормативно-правовую базу, – сообщил председатель МАК.

Хотя соглашение открыто для присоединения других стран, но в образованную в 1991 году организацию, новых членов не принимали. Подключение Ирана может стать хорошей основой для расширения регионального сотрудничества в области гражданской авиации и обеспечения безопасности полетов. Основными функциями МАК остаются расследование авиакатастроф, а также сертификация авиатехники.

Использование единых подходов, нормативно-правовой базы в области летной годности, сертификации авиационной техники, обмена опытом в области расследования авиационных происшествий может дать синергетический эффект и позволит обеспечить более эффективное совместное использование ресурсов Ирана и других стран-участниц МАК для развития отрасли авиации, инфраструктуры, авиастроения.

Сейчас в МАК кроме России входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Грузия вышла из соглашения одновременно с прекращением членства в СНГ в 2009 году, Украина – в 2021 году.

В России Межгосударственный авиационный комитет исторически занимался расследованием авиапроисшествий и катастроф, а его филиал – Авиарегистр МАК (АРМАК) – сертификацией авиационной техники. В 2015 году тогдашний премьер–министр Дмитрий Медведев лишил МАК функций и прав по сертификации – они были распределены между Росавиацией, Минтрансом и Минпромторгом (в зависимости от вида авиации).

Авиарегистр МАК продолжает принимать и обрабатывать заявки разработчиков на те или иные виды сертификационных работ. Прежде всего, в сертификате МАК заинтересованы производители, которые планируют продавать свои суда на внешних рынках – в странах СНГ.

– Зарубежные коллеги понимают и признают ценность документа, который выдает АРМАК. Им важно получить сертификат именно этой организации – на его основании они готовы санкционировать эксплуатацию воздушных судов, – объяснил источник «Известий».

Присоединение Ирана к МАК – это, безусловно, позитивный знак, уверен исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

– По сути, МАК – это и инструмент защиты рынка и отстаивания своих интересов в условиях активной экспансии западных производителей. К сожалению, пока в полной мере добиться всех целей в этой части не удалось. Сейчас есть второй шанс, – говорит эксперт.

В условиях международной изоляции Иран научился самостоятельно ремонтировать, обслуживать западную авиатехнику, что России еще предстоит. Однако Иран не обладает компетенциями в создании собственной гражданской авиатехники – с этим Россия сможет помочь.

России сейчас важно сохранять взаимодействие и с глобальными авиационными организациями, органами, прежде всего ИКАО. МАК, будучи надгосударственной структурой, не попавшей в опалу ИКАО, отлично подходит для этой роли.

Напомним, один из 178 самолетов из парка «Аэрофлота» отправился на техобслуживание в Иран. Речь идет о широкофюзеляжном лайнере Airbus. В Тегеране ему будет проведено техобслуживание стоек шасси. Работы выполнит иранский перевозчик Mahan Air. LR