Найти тему

Реклама. Содержание рекламы. Маркировка. Ответственность.

Оглавление

Что есть реклама?

В своем письме от «20» сентября 2023 г. № 08/76261/23 Федеральная антимонопольная служба дала разъяснения, какая именно информация на сайте производителя или продавца считается рекламой и подлежит маркировке.

П. 1 ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» гласит: реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Однако, в п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе содержится уточнение, что этот закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.

Соответственно не является рекламой информация о товарах/услугах, размещенная на официальном сайте производителя таких товаров, на страницах производителя таких товаров/услуг в соцсетях либо в официальном приложении для мобильных устройств, если эта информация предназначена для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в соцсети, мобильного приложения об ассортименте своих товаров/услуг, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования.

Сайт, страница в соцсети или мобильное приложение это информационный ресурс, создаваемый лишь для донесения до посетителей ресурса полной информации о деятельности компании, ее товарах и услугах и пр., для возможности оценить и сравнить разных производителей/продавцов и совершить правильный выбор продавца/исполнителя услуг.

Также не может быть признано рекламой сравнение продаваемых на сайте/в приложении товаров разных производителей, так как указанные сведения лишь информируют потребителей об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования.

Будет ли информация в интернете рекламой, зависит от ее цели, подачи и места размещения. Если цель – проинформировать, что компания продает конкретные товары или оказывает услуги, информация не будет рекламой. Но если добавить к описанию товара или услуги качественную характеристику, описание станет рекламой. Например, каталог товаров на сайте компании – не реклама. А всплывающий баннер с акционными товарами на этом же сайте, отсылающий к соответствующему разделу, – реклама.

Также контент сайта могут признать рекламой, если об отдельном товаре дать избыточную и положительно эмоционально окрашенную информацию, призывы приобрести товар (информация ФАС от 21.11.2022).

Проверять рекламные креативы в интернете уполномочены два ведомства: ФАС и Роскомнадзор. При этом полномочия по проверке у них разные. ФАС будет проверять интернет-рекламу на соответствие нормам Закона о рекламе о добросовестности, законности. Также проверяющие из ФАС вправе проверить наличие на рекламном креативе слова «реклама». Роскомнадзор проверит рекламу на наличие маркировки и сверит информацию о креативе в ЕРИР.

Содержание рекламы.

В законе есть два критерия, по которым нужно проверить рекламу перед публикацией в интернете. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Добросовестность. Реклама не должна порочить конкурента или содержать некорректные сравнения с другими товарами. Перечень характеристик, которые закон относит к недобросовестности, есть в части 2 статьи 5 Закона о рекламе. Так, производитель пельменей использовал слоган: «Пельмени Бийские Оригинальные с 1996 года. Все остальное копия!» ФАС сочла рекламу недобросовестной (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.07.2021 № Ф04-3816/2020 по делу № А03-18078/2019).

Достоверность. Закон запрещает рекламу, которая искажает смысл информации и вводит в заблуждение. Например, если в рекламе есть не вся информация о рекламируемом товаре или компания намеренно умалчивает о важных условиях (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе). Так, предприниматель рекламировал заем в рамках акции «Легкий ноль». ФАС признала рекламу недостоверной. Предприниматель разместил в интернет-креативе большими красными буквами информацию – «ЗАЕМ под 0%» и мелким нечитаемым шрифтом информацию о том, что деньги без процентов выдаются на семь дней, а после размер процентов составит 365 процентов годовых (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.06.2023 № Ф09-2870/23 по делу № А34-19708/2021).

Маркировка

Идентификатор (токен). Как его получить?

- выбрать ОРД (оператора рекламных данных);

- в личном кабинете заполнить данные о контрагентах, договоре, креативе и площадке;

- затем будет сгенерирован токен.

ОРД выдает токен незамедлительно после предоставления необходимых для регистрации данных; ОРД предоставляет присвоенный идентификатор рекламы в Роскомнадзор; на каждый рекламный креатив нужен один токен (это так, даже если креатив будет крутиться.

С помощью токена Роскомнадзор отслеживает информацию о рекламе (цепочку договоров). У РКН имеется специальное ПО, считывающее токены.

Документы для получения токена:

· Данные о договоре: номер документа; дата заключения, тип услуг, предмет и сумма договора, стороны договора;

· Образец креатива;

· Описание объекта рекламирования;

· Текстовые данные креатива;

· Информация о заказчике (ИНН; ОГРН/ОГРНИП: наименование компании; место нахождения; ФИО руководителя; ИП или физического лица);

· Информация о исполнителе (ИНН; ОГРН/ОГРНИП: наименование компании; место нахождения; ФИО руководителя; ИП или физического лица).

Маркировать надо онлайн-рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей на территории России. Например, это реклама в форме баннеров, текстовых или текстово-графических блоков, видеороликов, аудиозаписей, аудио- или видеотрансляций в прямом эфире. При этом неважно, кто ее размещает – российский или иностранный рекламодатель (п. 1 ст. 18.1 Закона о рекламе).

Исключения – социальная реклама, пресс-релизы, email-рассылки и push-уведомления своим сотрудникам, реклама в теле- и радиопередачах, если она идентична рекламе в тех же передачах по телевидению и радио (п. 3 ст. 2, ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 № 03-100982).

Передача отчета в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР)

Отчеты в ЕРИР передаются только через ОРД. Все участники рекламной цепочки обязаны передавать ОРД свою часть сведений. Кто именно будет взаимодействовать с оператором, зависит от договорённостей. Это могут быть заказчики услуги или рекламораспространители, например площадки. Можно зафиксировать это в дополнительном соглашении к договору.

Отчет предоставляется не позднее, чем через 30 дней после окончания месяца, в котором была размещена реклама. Например, если реклама опубликована 10 сентября, то отчет необходимо сдать не позднее 30 октября.

Ответственность.

Как за отсутствие, так и за нарушение правил маркировки предусмотрена ответственность в виде штрафов.

  1. Для граждан - от 10 000 до 30 000 руб.
  2. Для должностных лиц - от 30 000 до 100 000 руб.
  3. Для юридических лиц - от 200 000 до 500 000 руб.

Срок давности для привлечения к ответственности за нарушения в сфере рекламы – 1 год с даты нарушения. При этом штрафовать будут и за нарушения, совершенные до вступления в силу норм КоАП о санкциях за нарушение маркировки.

.