Что есть реклама?
В своем письме от «20» сентября 2023 г. № 08/76261/23 Федеральная антимонопольная служба дала разъяснения, какая именно информация на сайте производителя или продавца считается рекламой и подлежит маркировке.
П. 1 ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» гласит: реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Однако, в п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе содержится уточнение, что этот закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.
Соответственно не является рекламой информация о товарах/услугах, размещенная на официальном сайте производителя таких товаров, на страницах производителя таких товаров/услуг в соцсетях либо в официальном приложении для мобильных устройств, если эта информация предназначена для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в соцсети, мобильного приложения об ассортименте своих товаров/услуг, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования.
Сайт, страница в соцсети или мобильное приложение это информационный ресурс, создаваемый лишь для донесения до посетителей ресурса полной информации о деятельности компании, ее товарах и услугах и пр., для возможности оценить и сравнить разных производителей/продавцов и совершить правильный выбор продавца/исполнителя услуг.
Также не может быть признано рекламой сравнение продаваемых на сайте/в приложении товаров разных производителей, так как указанные сведения лишь информируют потребителей об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования.
Будет ли информация в интернете рекламой, зависит от ее цели, подачи и места размещения. Если цель – проинформировать, что компания продает конкретные товары или оказывает услуги, информация не будет рекламой. Но если добавить к описанию товара или услуги качественную характеристику, описание станет рекламой. Например, каталог товаров на сайте компании – не реклама. А всплывающий баннер с акционными товарами на этом же сайте, отсылающий к соответствующему разделу, – реклама.
Также контент сайта могут признать рекламой, если об отдельном товаре дать избыточную и положительно эмоционально окрашенную информацию, призывы приобрести товар (информация ФАС от 21.11.2022).
Проверять рекламные креативы в интернете уполномочены два ведомства: ФАС и Роскомнадзор. При этом полномочия по проверке у них разные. ФАС будет проверять интернет-рекламу на соответствие нормам Закона о рекламе о добросовестности, законности. Также проверяющие из ФАС вправе проверить наличие на рекламном креативе слова «реклама». Роскомнадзор проверит рекламу на наличие маркировки и сверит информацию о креативе в ЕРИР.
Содержание рекламы.
В законе есть два критерия, по которым нужно проверить рекламу перед публикацией в интернете. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Добросовестность. Реклама не должна порочить конкурента или содержать некорректные сравнения с другими товарами. Перечень характеристик, которые закон относит к недобросовестности, есть в части 2 статьи 5 Закона о рекламе. Так, производитель пельменей использовал слоган: «Пельмени Бийские Оригинальные с 1996 года. Все остальное копия!» ФАС сочла рекламу недобросовестной (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.07.2021 № Ф04-3816/2020 по делу № А03-18078/2019).
Достоверность. Закон запрещает рекламу, которая искажает смысл информации и вводит в заблуждение. Например, если в рекламе есть не вся информация о рекламируемом товаре или компания намеренно умалчивает о важных условиях (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе). Так, предприниматель рекламировал заем в рамках акции «Легкий ноль». ФАС признала рекламу недостоверной. Предприниматель разместил в интернет-креативе большими красными буквами информацию – «ЗАЕМ под 0%» и мелким нечитаемым шрифтом информацию о том, что деньги без процентов выдаются на семь дней, а после размер процентов составит 365 процентов годовых (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.06.2023 № Ф09-2870/23 по делу № А34-19708/2021).
Маркировка
Идентификатор (токен). Как его получить?
- выбрать ОРД (оператора рекламных данных);
- в личном кабинете заполнить данные о контрагентах, договоре, креативе и площадке;
- затем будет сгенерирован токен.
ОРД выдает токен незамедлительно после предоставления необходимых для регистрации данных; ОРД предоставляет присвоенный идентификатор рекламы в Роскомнадзор; на каждый рекламный креатив нужен один токен (это так, даже если креатив будет крутиться.
С помощью токена Роскомнадзор отслеживает информацию о рекламе (цепочку договоров). У РКН имеется специальное ПО, считывающее токены.
Документы для получения токена:
· Данные о договоре: номер документа; дата заключения, тип услуг, предмет и сумма договора, стороны договора;
· Образец креатива;
· Описание объекта рекламирования;
· Текстовые данные креатива;
· Информация о заказчике (ИНН; ОГРН/ОГРНИП: наименование компании; место нахождения; ФИО руководителя; ИП или физического лица);
· Информация о исполнителе (ИНН; ОГРН/ОГРНИП: наименование компании; место нахождения; ФИО руководителя; ИП или физического лица).
Маркировать надо онлайн-рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей на территории России. Например, это реклама в форме баннеров, текстовых или текстово-графических блоков, видеороликов, аудиозаписей, аудио- или видеотрансляций в прямом эфире. При этом неважно, кто ее размещает – российский или иностранный рекламодатель (п. 1 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Исключения – социальная реклама, пресс-релизы, email-рассылки и push-уведомления своим сотрудникам, реклама в теле- и радиопередачах, если она идентична рекламе в тех же передачах по телевидению и радио (п. 3 ст. 2, ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 № 03-100982).
Передача отчета в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР)
Отчеты в ЕРИР передаются только через ОРД. Все участники рекламной цепочки обязаны передавать ОРД свою часть сведений. Кто именно будет взаимодействовать с оператором, зависит от договорённостей. Это могут быть заказчики услуги или рекламораспространители, например площадки. Можно зафиксировать это в дополнительном соглашении к договору.
Отчет предоставляется не позднее, чем через 30 дней после окончания месяца, в котором была размещена реклама. Например, если реклама опубликована 10 сентября, то отчет необходимо сдать не позднее 30 октября.
Ответственность.
Как за отсутствие, так и за нарушение правил маркировки предусмотрена ответственность в виде штрафов.
- Для граждан - от 10 000 до 30 000 руб.
- Для должностных лиц - от 30 000 до 100 000 руб.
- Для юридических лиц - от 200 000 до 500 000 руб.
Срок давности для привлечения к ответственности за нарушения в сфере рекламы – 1 год с даты нарушения. При этом штрафовать будут и за нарушения, совершенные до вступления в силу норм КоАП о санкциях за нарушение маркировки.
.