Найти тему
Журнал «Ватандаш»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРИЛОГИЯ КИНОРЕЖИССЕРА БУЛАТА ЮСУПОВА

Фотографии из архива Булата Юсупова
Фотографии из архива Булата Юсупова

В девяностые башкирское кино переживало сложный период становления. Но именно в это время молодой режиссер Булат Юсупов, окончивший во ВГИК мастерскую выдающегося классика, кинорежиссера Владимира Наумова, сделал главный выбор в своей творческой жизни: вернулся в республику, на киносту- дию «Башкортостан». Его первый игровой фильм «Стеклянный пассажир», снятый в 1996 году, удостоился республиканской молодежной премии имени Шайхзады Бабича.

«Красная Башкирия»

В начале 2000-х годов у режиссера появляется мечта запечатлеть на экране исторический портрет республики, вписав в него образ башкирского поэта. Сначала такую возможность он увидел в автобиографической повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство». Герой повествования, Пупок, простой де- ревенский мальчишка, вместе с народом проходит через трудные испытания, связанные как с переходом деревни от вековых порядков к социализму, так и с Великой Отечественной войной.

Финансовое обеспечение фильма было катастрофическим, возникли серьезные разногласия с дирекцией киностудии «Башкортостан», режиссер тяжело заболел, во время премьеры в кинотеатре «Родина» дважды гас свет... И все же трудности не прошли зря. Юсупов вспоминает: «Фильм «Долгое-долгое детство» повлиял на меня как на человека. Я выстоял!»

Помогла и поддержка Мустая Карима. Литературная основа в этом фильме прочно удерживает внимание зрителя. Актуальные для современного момента проводы на фронт сегодня смотрятся на одном дыхании. Невозможно забыть, как в момент прощания с близким чело- веком, героиня ленты – жена Ма- рагима – думает, прежде всего, о нем, о его любви к другой женщине. Преодолевая ревность, она позволяет им попрощаться на глазах у всего народа.

2008–2014 годы стали ключевыми в жизни кинорежиссера. Создав киношколу, за короткий срок завоевавшую широкую популярность среди молодежи, Юсупов фактически поднимает на новый уровень кинолюбительство в республике. Он вспоминает: «На втором фестивале «Кинозрение» мы провели киномарафон и обучили 50 молодых и талантливых людей основам режиссерского дела. И каждый из них снял свою короткометражку: по - настоящему хорошее кино на различные социальные темы».

Фотографии из архива Булата Юсупова
Фотографии из архива Булата Юсупова

Смелый подход к обновлению кинематографа Башкортостана был связан с активным вниманием Юсупова к истории республики. Ему предстояло пройти трудный путь к открытию феномена башкирского исторического кинемато- графа. Первым шагом на этом пути стал фильм «Визит» о Рудольфе Нурееве. Лента короткометражная, но это поразительно талантливая картина биографического жанра. Дальнейшее воплощение в жизнь проекта трилогии о рождении республики будет напрямую связано с развитием частного предпринимательства в сфере национального кино. Крупномасштабный исторический проект «Красная Башкирия» Юсупов сумел реализовать только после открытия собственной кинокомпании «Живая лента». Снятый здесь фильм.

Фотографии из архива Булата Юсупова
Фотографии из архива Булата Юсупова

На театральном факультете института искусств под руководством народной актрисы Башкортостана и России Тансулпан Бабичевой обсуждался и продвигался проект семисерийного фильма «Красная Башкирия». В его основе уже была идея создания Республики Башкортостан, организации национальных театров, институтов. За каждым шагом этого проекта стояла конкретная историческая личность. В ходе творческих поисков, по самым разным причинам, победило решение снять полнометражный фильм о народном поэте, деятеле Башкирского национального движения и члена Правительства Башкурдистана – Шайхзаде Бабиче.

В основе фильма – подлинные исторические события 1914–1919 годов, период коренных социальных перемен в жизни башкир. В художественную основу ленты положены стихи поэта. Задача режиссера была не только в создании на экране его живого образа, отразив стремление к лирике, но и обозначить социаль- ную роль поэзии в историческом процессе рождения республики.

Дебютанту в кино – актеру Национального молодежного театра Ильгизу Тагирову – удалось преодолеть трудности, связанные во многом со сценической условностью декламации стихов. Фильм построен как биографический, с точным указанием времени и действий. За пять лет поэт проходит путь от вы- пускника медресе «Галия» до ак- тивного участника национального движения за автономию Башкирии. Эволюция образа Бабича в ленте – это путь от поэта, стремящегося каждое мгновение жизни вопло- тить в стихи, к роли национального героя, выполняющего конкретные исторические задачи, стоящие перед обществом.

Грядет мощный социальный пе- реворот, и участие Бабича в нем определено с первого эпизода фильма. Он – защитник интересов народа. Но он и поэт, пишущий на родном языке, что поначалу является препятствием для публикации. Он вынужден покинуть Уфу и приехать в Оренбург, где его с нетерпением ждут в сатирическом журнале «Кармак». Сатира Бабича – его оружие в борьбе за социальное изменение мира. Поэт изначально образно предчувствует приближение социального переворота, за которым откроется столкновение с силами, враждебными человеку.

Мистический, дьявольский мир появляется в фильме в сюрреалистических снах поэта – образах поэмы «Клоп» и в театрализованной постановке поэмы «Газазил», поставленной силами труппы родоначальника башкирской сцены Валиуллы Муртазина-Иманского. Испытания героев в ходе Гражданской войны составляют важную часть сюжета.

В режиссуре фильма решались нелегкие задачи создания исторического фона событий. Уфа, Троицк, Оренбург начала ХХ века, картина массовых митингов, бое- вых действий Гражданской войны – все это колоссальный труд в процессе кастинга, поисков исторического реквизита, создания костюмов. И, конечно, постановочная работа! Силами художников проекта построили более пятидесяти декораций, создали свыше двухсот кадров компьютерной графики, детально воссоздающих облик городов и сел. Эту новую для республики технологию кино в «Живой ленте» осуществляли художники компьютерной графики Леонид Филинов и Николай Аввакумов. В дальнейшем, и особенно на фильме «Дневник поэта», эта за- дача полностью перешла к Леониду Филинову, совмещавшему ее с рядом других задач, включая продюсерство.

В создании ленты участвовали все театры республики. Ведущие актеры фильма Ильгиз Тагиров, Рамзиль Сальманов и Радмир Абдуллин (сыгравший роль башкирского поэта Габделхая Иркабаева, друга и соратника Бабича) удосто- ились молодежной премии имени Шайхзады Бабича.

«Первая республика»

Продолжением первоначального проекта «Красная Башкирия» стала полнометражная лента «Первая Республика». Юсупов снимал ее летом 2018 года и планировал выпустить к 100-летию республики. По жанру – это историко-биографический фильм. Главный герой – сама величайшая эпоха, 30 – 50-е годы, время становления ре- спублики, расцвета национальной культуры и труднейших испытаний в годы сталинских репрессий. Авторы сценария – Тансулпан Бабичева и Гульсясяк Саламатова – точно придерживались первоисточников, в частности, воспоминаний одного из немногих переживших волну репрессий – главного редактора газеты «Башкортостан» Касыма Азнабаева. В обширной панораме героев последнему уделена особая роль, в какой-то степени он вместе с авторами является рассказчиком сюжета. Биографии героев разво- рачиваются на экране параллельно. Тут особая связь: герои как бы раскручивают колесо истории, и именно она, предельно конкрети- зированная, является главным героем фильма.

Фотографии из архива Булата Юсупова
Фотографии из архива Булата Юсупова

Воплощенная мечта о народной власти открыла обширные возможности развития национальной культуры. Режиссер показывает, как рождаются основы Башкирского театра драмы. Уже с 1935 года он носит звание академического! И это в полной мере итог духовного взаимопонимания и таланта родо- начальника национальной сцены Муртазина-Иманского и главного режиссера – реформатора Макарима Магадеева.

Актрисе Молодежного театра драмы Рушане Бабич в роли выдающейся звезды национальной сцены актрисы Зайтуны Бикбулатовой удалось стать центром театральной части фильма, запомнилась ее игра в легендарном спектакле «Овечий источник». И, конечно, в фильме выделен триумф спектакля на Все- союзной олимпиаде театров 1930 года в Москве.

Образ Газиза Альмухаметова вырисовывается с момента его прибытия в Уфу из Казани, где уже состоялась его творческая биография, но не реализовалась мечта – создать башкирский музыкальный театр.

Его поездки по деревням сопровождаются звучанием проникновенных башкирских песен. Альмухаметов не только отбирает будущих солистов оперы для учебы, но и записывает народные песни. Итогом станет обучение молодежи в Московской консерватории и запись пластинок с башкирскими песнями для Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы.

Фотографии из архива Булата Юсупова
Фотографии из архива Булата Юсупова

Драматургия образов рождается из взаимодействия трех частей фильма: первая – это счастливая пора утверждения героев в период их творческого взлета. Вторая свя- зана с кульминационным моментом фильма – октябрьским пленумом Башкирского обкома ВКП(б), где протокольно точно воспроизведено выступление первого секретаря Ленинградского обкома партии Андрея Жданова, фактически обвинившего башкирское руководство в измене Родине.

Концепция «усиления классовой борьбы по мере завершения строительства социализма» позволила власти перейти к массовому истреблению инакомыслящих, прежде всего, интеллигенции. 44 видных деятеля Башкирии расстреляли за одну ночь – 10 июля 1938 года! В таких масштабах шел процесс деин- теллектуализации республики.

Во многом именно на драматическом сломе судеб героев основана драматургия ленты. Даут Юлтый и его семья; Габдулла Амантай – основатель исторической, культурной, этнографической науки, башкирской словесности; семья Давлетшиных – нарком просвещения Губай Давлетшин и писательница Хадия Давлетшина... Исторически значимых личностей так много, что это принесло определенные трудности в реализации замысла. Особенно запоминается сияющее счастьем лицо Хадии! Актриса Молодежного драмтеатра Лилия Искужина тщательно готовилась к съемкам, в частности, прослушивала запись-воспоминание, которую оставила о ее героине Фатима Юлтыева.

Драматически снята сцена ареста Альмухаметова! Героя уводят чекисты. Семья, обнявшись, тревожным взглядом провожает Газиза. Прекрасная роль актера Стерлита- макского драмтеатра Рафика Хасанова, сумевшего изучить письмен- ные источники и книги, связанные с его героем! Она неразрывно связана с башкирской музыкой вплоть до последней сцены в сталинском застенке. В этот напряженный момент звучит песня Альмухаметова «Качаются лодки»! Она стала лейтмотивом фильма: и монтаж с эпизодом катания на лодках на Деме рождает катарсис, глубочайшее потрясение, позволяющее мгновенно осмыслить всю глубину трагедии!

И, наконец, третья часть, где на первом плане – вновь актриса Зайтуна Бикбулатова. После мрачных сцен в застенке, где ее шантажируют участью сына, эпизода чтения стихов на фронте, наступает период ее возвращения на сцену. И тут как- то по-особому выделяется ее печальная задумчивость в гримерной. Да, время показало правоту героев, начался процесс реабилитации. Но вдумайтесь: Бикбулатова была реабилитирована только в мае 1989 года! А значит, герои столкнулись не только со сталинизмом, корни противостояния гораздо обширней.

С какой довольной улыбкой вручается статья о вредителях редактору газеты. Как клеймят на общем собрании в Башдраме репресси- рованных Муртазина-Иманского и Магадеева, как подло встречает охранник освобожденную Бикбулато- ву у входа в театр, пытаясь предельно унизить ее. Все это тоже важный исторический фон, многое объясняющий в сути событий!

Можно отметить и другие важные средства киновыразительности: цветной фильм по мере превращения его в историческую драму становится черно-белым, что создает нужную атмосферу застенка. В фильме много башкирской музыки, сцен из театральных спектаклей. История проявляет себя не только в общественных процессах, важно использование бытовых сцен, сочетания исторического рассказа с отступлением в лирику, крайне значимы эпизоды, раскрывшие нравственное лицо героев. Они не поддались натиску времени: Ни- нель Юлтыева, маленькая девочка, оставшаяся без репрессированных родителей, все-таки уехала в Ленинград, окончила хореографическое училище и стала звездой балета.

Хадия Давлетшина, выйдя из застенка, до самой смерти жила в ссылке в Бирске, но написала свое великое произведение – повесть «Иргиз»! Касым Азнабаев, выйдя из заключения, взял к себе детей расстрелянного друга, как и обещал ему в тюрьме.

Этот фильм нельзя считать только экскурсом в историю. Противостояние тоталитарной власти, репрессиям и просто подлости, столкновение с идеалами дружбы, творчества и любви всегда актуально! И, конечно, не может ни поко- рить зрителей великое мужество героев фильма, сумевших преодолеть все испытания. В 2020 году Булат Юсупов был удостоен Государственной премии имени Салавата Юлаева. И это была, прежде всего, высокая государственная оценка первых двух фильмов трилогии.

«Дневник поэта»

Фотографии из архива Булата Юсупова
Фотографии из архива Булата Юсупова

Заключительный фильм трилогии – лента «Дневник поэта» – посвящен биографии народного поэта Башкортостана Рами Гарипова. Его образ – обобщающий символ времени хрущевской оттепели, уникального времени, когда выступления мастеров слова проходили на стадионах, когда крылатое слово было востребовано народом. Согласно сюжету фильма, Рами Гарипов возвращается с семьей в Уфу, получив образование в Московском литературном институте. Вступление в Союз писателей, выход первой книги, творческое общение и в то же время рутинная работа в издательстве, неустроенность быта, потеря новорожденной дочери, отъезд в деревню – биографические события, описанные в дневнике поэта, стали сюжетной основой для фильма.

Рами Гарипова в полной мере можно назвать современным героем. Вокруг него до сих пор кипит борьба мнений, поэтому и фильм вызвал бурные обсуждения. По- разному трактуются различные моменты его биографии. Особенно смерть героя. Официально – умер от разрыва сердца, другая точка зрения – покончил жизнь самоубийством. Трудно поверить, что это могло произойти с героем, показанном в фильме «Дневник поэта». Но в истории мировой литературы та- ких примеров, к сожалению, много.

В исполнении актера Башдрамы, заслуженного артиста Башкортостана Артура Кунакбаева, Рами – сильная личность, с твердым характером. Актер удивительно внешне похож на своего героя! Образ Гарипова в фильме – это спор, поединок между духом поэта, его талантом, силой личности и обстоятельствами жизни, где он пока не победитель. При жизни Рами Гарипов, кстати, не имел ни званий, ни наград.

Фотографии из архива Булата Юсупова
Фотографии из архива Булата Юсупова

Но в его биографии были моменты решительной борьбы за родной башкирский язык, обогащение национальной культуры переводами мировой литературы и, наконец, право говорить открыто и свободно! Героизм Гарипова – это противо- стояние рутине жизни и историческому застою, в котором оказалась страна при Брежневе. Немногие поддержали на этом пути поэта. Отец Булата Юсупова, народный поэт Тимер Юсупов, был среди тех, кто общался и дружил с Рами в ситуации, когда он был исключен из Союза писателей, оказался в опале. Лента создает групповой портрет башкирских поэтов того времени, среди реальных героев фильма – башкирские поэты Рафаэль Сафин, Марат Каримов и Рашит Нигмати.

Режиссер обратился к нелинейной структуре повествования. Мы застаем Рами в ситуации нарастающей напряженности жизни, но в нее постоянно входят флешбэки (обратный кадр). Они открывают перед зрителем детство, юность и время взросления героя. Это период формирования поэта, помогая с детства матери в трудных условиях, он понял всю полноту ответственности за жизнь близких людей. Рами Гарипова в юные годы жизни сыграли актер Башдрамы Линар Баитов и 10-летняя звезда фильма «Сестренка» Арслан Крымчурин.

Образ полета в фильме – один из важных моментов противостояния художника угнетающему быту, неустроенности жизни. Многие знают, что Гарипов в юности был летчиком – летал на «У-2». В поэзии Рами мог также оторваться от приземленности жизни, подоб- но тому, как в юности взлетал над землей и парил в вышине. В поэзии важно оставаться молодым, поэтому нет разрыва между окрыленной юностью поэта и его дальнейшей нелегкой судьбой. Этот разрыв он преодолевает в стихах. В фильме прозвучит замечательное стихот- ворение Гарипова о комсомоле, как поре молодости.

Ясно, что перед нами человек, стоящий в одном строю с героями ленты «Первая Республика». Больше трех лет Рами Гарипов работал секретарем комсомольской организации колхоза «Юрюзань» и совхоза «Саргамыш» Салаватского района. Он предан идеалам коммунизма и в тоже время усиленно борется с сохранившимися пережитками сталинизма. Именно этому он посвящает свою поэму «Поклонение», гневное осуждение репрессий тысяч невиновных ни в чем людей. Строки из нее он зачитывает в Союзе писателей в конце фильма. Чтение поэмы «Поклонение» – преддверие его дальнейшего отстранения. В «Дневнике поэта» мало эпизодов прямого столкновения с теми, с кем, по сути, боролась поэзия Гарипова. В фильме он сам называет их просто «товарищи из кабинета».

Таков главный редактор газеты «Совет Башкортостаны». Он по-байски завершает начальственный разнос поэта: «Захотим и запретим писать стихи вообще». Но, пожалуй, создателям ленты важнее было показать тех, кто шел рядом с поэтом. Такова его жена Надежда. В этой роли снялась актриса Русского драмтеатра Олеся Шибко, украинка по национальности, выучившая башкирский язык, поскольку по- нимала отношение мужа к родному языку. Таков диссидент-писатель, с которым беседует Рами на мусуль- манском кладбище. Это талантли- вый, но сломленный ГУЛАГом че- ловек, отстранившийся от жизни в силу сложившихся обстоятельств.

Смириться, уступить обстоятельствам в этом фильме суждено многим. В сцене в коровнике пока- заны колхозницы, смирившиеся с тем, что не будет никаких перемен. Но отказаться от борьбы – значит, встать на позицию мещанства. Его обличению Гарипов посвящает свое выступление на политучебе. Этот фильм выделяется в трилогии еще и потому, что герой показан в нем в обычных обстоятельствах: работа, дом, творчество, любовь. Но в этих обстоятельствах идет преодоление героем рутины жизни, застоя, достигается нравственная высота поэта.

Это заметно, прежде всего, в теме памяти, воспоминаний о погибшем в боях под Сталинградом отце. Обратившись к образу отца Ягафара, режиссер наращивает тему памяти через поездку Гарипова в Луганскую область на поиски следов боев в годы Великой Отечественной войны. Один из ярких эпизодов ленты – встреча Рами с отцом. Фантазийный эпизод – внутренний монолог поэта – происходит в тумане. Через него четко проступает образ отца и идет разговор: сын выража- ет сомнения по поводу своей жизни, что она по сравнению с подвигом отца? Однако отец не согласен: «У тебя свое оружие, сынок». Да, этот эпизод вырос из классики, из фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича», где встречались погибший на фронте в 20 лет отец и живой, в таком же возрасте, сын. Но это ничуть не умаляет значимости эпизода для фильма «Дневник поэта».

Экзамен выдержали!

Создатели ленты понимали, что держат экзамен перед всеми, кому дорог образ Рами. Поэтому надо было точно создать образ времени. Снимая масштабный фильм, важно было сохранить стилистику лирического дневника и исторические реалии повествования. Над созданием атмосферы ленты трудились художники картины – сестры Айгуль и Алия Байрамгуловы, опера- тор Стас Амбарцумов, композитор Шаура Сагитова и Ильшат Яхин. К сожалению, это была последняя работа для Яхина, в 2022 он ушел из жизни. Часть музыки была исполнена Национальным симфоническим оркестром. Учитывая преобладание бытовых сцен ленты, перед музыкальным воплощением стояла задача прочно соединить моменты поэтического взлета души Гарипова и мрачность эпохи брежневского застоя.

В фильме сменяется немало мест действия: башкирская деревня, Уфа, Москва. Все это потребовало огромной работы над декорациями, костюмами, реквизитом. Старинные самолеты в Башкортостане не сохранились, но удалось разыскать самолет «У-2» в Самаре. Решались даже задачи по смене времен года. Так в историческом центре Уфы, на улице Коммунистической, за одну ночь квартал застелили тонким синтепоном, собрали сугробы, припорошили воссозданные вывески. Так на экране появился зимний пейзаж. Буран создавали с помощью дорогостоящей целлюлозы. Участие огромной массовки документально подтверждено титрами. В титры попали все, кто стал участником этого проекта, и среди них 23-летняя Айша Тимергазина, внучка Рами Гарипова, она быстро влилась в съемочную команду.

Возможно, зрителей удивил оптимистичный финал фильма. Но режиссер оказался прав: ход истории важнее фактов биографии поэта. Перемены жизни, о которых мечтал и писал поэт, все же наступили. Высокое звание «Народный поэт Башкортостана», имя лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева – все это пришло к Гарипову уже после смерти и стало символом общенародной любви к поэту.

Напомним, фильм создавался в рамках исполнения указа Главы Республики Башкортостан о праздновании 90-летия народного поэта Рами Гарипова. Он стал первым народным фильмом в истории башкирской кинематографии, созданным в союзе зрителей, меценатов, предприятий Башкортостана и государства. Картину продвигал слоган: «Народному поэту – народный фильм!» Для съемок ленты уже в 2019 году в народном сборе было собрано полтора миллиона рублей. И разве не это реальное подтверждение любви народа к поэту и немалой значимости этого фильма?

2023 «Ватандаш» No10

Владимир ЖЕРЕХОВ, киновед