История усадьбы «Архангельское» насчитывает около пяти столетий, и многие исторические периоды оставили здесь свой след в ландшафтах, названиях, рукотворных сооружениях, художественных коллекциях и несмолкающей славе этого неповторимого уголка России.
С 1810 года Архангельское входило в число владений княжеского рода Юсуповых. Имение, до этого принадлежавшее Голицыным, было известно благодаря красоте садово-паркового ансамбля и считалось одной из достопримечательностей Подмосковья.
Образ усадьбы всегда воспринимался владельцами и их современниками как мир воспоминаний. Не случайно А.С. Пушкин, посещавший Архангельское в 1827 и 1830 годах, писал: «Я вдруг переношусь во дни Екатерины...» Обаянием ретроспекции был проникнут не только стиль жизни хозяина, завершавшего свои дни вельможи четырёх императоров, князя Николая Борисовича Юсупова (1750 – 1831), но и присутствие в пространстве наглядных памятных знаков. Парковый павильон «Храм Екатерины» был данью почтения великой императрице, визитам самодержцев в Архангельское посвящались памятные колонны, вертикалями своими украшающие перспективы парковых аллей, и эта традиция дожила до рубежа ХІХ – ХХ веков (из пяти колонн до наших дней сохранились три: в честь Александра I, Николая I и Александра III).
Последней владелицей Архангельского была княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861–1939). В конце ХІХ – начале ХХ века она часто приезжала в усадьбу вместе с супругом, графом Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстоном (1856 – 1928) и сыновьями Николаем (1883 – 1908) и Феликсом (1887 – 1967). В этот период в ансамбль включаются новые мемориальные композиции. К столетию А.С. Пушкина в парке создаётся Пушкинская аллея. А через десять лет в восточной части парка началось строительство сооружения, которому суждено было стать одним из самых ярких и узнаваемых среди архитектурных образов Архангельского.
Архангельское было для Юсуповых особенным, дорогим местом. Рядом с древним храмом Михаила Архангела была погребена сестра Зинаиды Николаевны Татьяна, умершая в 1888 году. Её надгробие над склепом, созданным архитектором Н. Султановым в 1899 – 1900 годах, было увенчано статуей М. Антокольского «Ангел молитвы». Когда в 1908 году на дуэли погиб старший сын княгини З.Н. Юсуповой Николай, он был похоронен там же. В память об этом трагическом событии Юсуповы решили воздвигнуть в Архангельском храм-усыпальницу во имя Св. Николая Чудотворца. Воплощение замысла не было доведено до завершения, однако, это величественное сооружение, известное также под именем «Колоннады», стало важной и неотъемлемой частью ансамбля усадьбы.
Для возведения храма-усыпальницы был приглашён видный русский архитектор Р.И. Клейн (1858 – 1924). В своих московских постройках Р.И. Клейн виртуозно использовал архитектурные образы далёких эпох. Неоклассицизм Р.И. Клейна, который отличали строгость композиции, лаконизм очищенной архитектурной формы, элегантность декора, Юсуповы сочли наиболее подходящим для воплощения проекта храма-усыпальницы в Архангельском.
Весной 1909 года состоялась закладка фундамента, и уже через три года основная часть строительства была завершена. Над скульптурным декором здания — лепными деталями и барельефами барабана купола — работал ученик и ассистент Р.И. Клейна Г.Б. Бархин (1880 – 1969). Для росписи храма в 1913 году был приглашён И.И. Нивинский (1880 – 1933), живописец, театральный художник и признанный мастер монументально-декоративного искусства.
Здание храма-усыпальницы стало завершающим аккордом в архитектурной симфонии усадьбы. Это сооружение, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более 200 лет. Храм- усыпальница является композиционной доминантой значительной территории в восточной части усадьбы.
Образ здания изменил и функцию этой территории: её хозяйственное значение в этот период отошло на второй план, и храм-усыпальница на месте прежнего житного двора стал олицетворением отвлечённой красоты и отрешённости от суеты. Среди пейзажных рощ ансамбль храма-усыпальницы возник как островок регулярной планировки, продолжающей линии старинного террасного регулярного парка. Проект Р.И. Клейна, осуществлённый не до конца, предусматривал возможность движения по оси, ведущей от портика храма-усыпальницы по новому мосту через овраг к Большому партеру.
Здание храма-усыпальницы благодаря высокому цоколю приподнято над поверхностью земли и устремлено ввысь: лестничные всходы ведут к портику, мощные вертикали колонн поднимаются к фронтону, купол на массивном барабане победоносно венчает композицию. Между тем человеческое измерение присутствует в благородных пропорциях архитектурных элементов, закруглённые сквозные колоннады зовут пройтись по крытой галерее, охватывая овальную площадку, подобную парадному залу в окружении деревьев. Не случайно в просторечии храм-усыпальницу издавна именуют просто «Колоннадой», и в восприятии этого места светлое и умиротворённое чувство абсолютно превалирует над драмой исторических обстоятельств появления памятника.
Насыщенное цветовое решение интерьера контрастирует со сдержанно-монохромным внешним обликом постройки. Сочетание синего и белого с сияющим золотом в декоре Верхней церкви поражает пышностью, религиозные мотивы вплетаются в узор растительного орнамента. Нижняя церковь, не имеющая декора, отличается ювелирной выверенностью пропорций, строгой симметрией и ясной логикой организации пространства. Этот интерьер по праву считается одним из лучших в русской неоклассической архитектуре.
Завершающий этап работ по созданию храма-усыпальницы был прерван Первой мировой войной и революционными событиями в России. Храм-усыпальница не был освящён и не использовался по прямому назначению. Однако величественное здание заняло достойное место в архитектурном наследии.
Полный текст см.: Ольга Колесникова «Мир воспоминаний» (Мир Музея. 2007. № 9. С. 38 - 40).
Музей-заповедник «Архангельское»
На фото храм-усыпальница во имя Св. Николая Чудотворца («Колоннада»).
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2007 #Архангельское #усадьбаАрхангельское #настоящиеценностибудущего #знание