Найти в Дзене
Журнал "Лучик"

Хромой Орёл, Предсмертный подвиг князя, сражавшегося с ляхами, и последний бой Ермака

В имении Суханово Московской губернии, принадлежавшем князьям Волконским, с середины XIX века хранилось полотно, повествующее о событии, памятном не только этому знатному роду. В 1927-м году оно перешло в фонды Калужского областного художественного музея. А эскиз к нему принадлежит Государственной Третьяковской галерее.

Василий Демидов. «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского, сражающегося с ляхами в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году», 1842. Калужский музей изобразительных искусств
Василий Демидов. «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского, сражающегося с ляхами в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году», 1842. Калужский музей изобразительных искусств

О трагическом событии, произошедшем в 1610 году в Пафнутьевом монастыре, что под Боровском, сказано в описании городского герба, высочайше утверждённому Екатериной II 10 марта 1777 года по старому стилю:

«Во время второго самозванца Боровск и Пафнутьев, обретающийся в сем граде монастырь, были сообщниками сего злодея осаждены; защитники же оного были: воеводы Князь Михайло Волконский, Яков Змиев и Афанасий Челищев со многими другими. И два последние, изменя отечеству и Государю, град и монастырь сему злодею сдали. Князь же Волконский и в такой крайности не перестал защищаться; даже как пронзённый многими ударами в самой церкви Пафнутьего монастыря, у левого клироса, живот свой скончал. Напоминая сие достойное сохраниться в памяти происшествие, герб сего города состоит: в серебряном поле, изображающем невинность и чистосердие, червлёное сердце, показующее верность, в середине которого крест, изъявляющий истинное усердие к Божиему закону, основанию всей добродетели, и сердце сие окружено зеленым лавровым венцом, показующим нерушимость и твёрдое пребывание достойной славы сему вождю и другим, погибшим за справедливую причину с ним».

Старинный герб Боровска, утверждённый Екатериной II. Город Боровск Калужской области в наши дни
Старинный герб Боровска, утверждённый Екатериной II. Город Боровск Калужской области в наши дни

Воевода М.К. Волконский происходил из знатного княжеского рода потомков Рюрика. Два предка его погибли в битве на поле Куликовом. Многие служили воеводами. Сам князь Михаил в 1595 году построил в Сибири тот самый город Берёзов. В 1598-м воеводствовал в Тобольске, затем послан Василием Шуйским в Боровск.

Михаил Константинович по прозвищу Хромой Орёл, погиб в соборе Рождества Богородицы. Летописец сообщал: «Велие ж чудо Бог показа над телами убиенными, тогож князь Михаила кровь прыснула на левой клирос, на камень, и многожды тое кровь скребляху и мыша, но не можаху тое крови ни соскресть, ни смыти».

В отличие от родовитого героя своей картины живописец, иконописец Василий Кузьмич Демидов (? – до 1848) вошёл в мир вообще незаконнорождённым.

Будучи мастеровым роты Главного штаба Конюшенного ведомства в чине унтер-офицера, не мог официально обучаться в Императорской Академии художеств. Но по ходатайству шталмейстера двора князя В.В. Долгорукова с 1833-го в статусе «вольноприходящего» посещал рисовальные и живописные классы ИАХ. В частности, оказавшись учеником у самого Карла Брюллова.

На академическую выставку того же года представил картины «Торжественное шествие султана верхом и свиты его в мечеть во время Байрама», «Аллегория. Мир с Турцией», «Возвращение институтки в семейство», «Государь, показывающий наследнику бюст Петра Великого». Эти и другие его работы, обратили на себя внимание художников и публики.

В 1836 году за полотно «Освобождение Москвы князем Пожарским и гражданином Мининым» получил от Академии звание свободного художника.

Василий Демидов. «Освобождение Москвы князем Пожарским и гражданином Мининым», 1836 г. Холст, масло. Музеи Московского Кремля
Василий Демидов. «Освобождение Москвы князем Пожарским и гражданином Мининым», 1836 г. Холст, масло. Музеи Московского Кремля

В 1839-м за картину «Последний бой Ермака» Демидов был признан «назначенным» в академики.

Василий Демидов. «Последний бой Ермака»
Василий Демидов. «Последний бой Ермака»

Как известно, Ермак Тимофеевич погиб в ночь с 5 на 6 (16) августа 1585. На отряд из полусотни казаков, заночевавший на берегу в устье реки Вагай, напало войско сибирского хана Кучума. Спаслись лишь несколько казаков. Ермак прикрывал их отступление. По воспоминаниям очевидцев, атамана обременяли доспехи, в частности, подаренными царём две кольчуги, и полученные раны, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно одному из преданий, в бою у атамана расстегнулся ремешок шлема и Ермака смертельно ранил копьём в горло татарский богатырь Кутугай.

Погибшего Ермака через неделю нашли в Иртыше местные рыбаки. Устрашась гнева духа атамана, татары с почётом его похоронили.

Кстати, это интересно. Карта, на которой указан маршрут четыоёхлетней военной экспедиции под командованием Ермака в Сибирь.

-5

Картину Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» помнят, наверное, все:

-6

Здесь Василий Суриков изобразил бой на Чувашевом мысу между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году. Вот это же событие в телевизионном фильме «Ермак»:

Вообще, поход и смерть Ермака были очень популярным мотивом русской как официальной, так и народной культуры:

-7
-8
-9

В советское время тему «приглушили» – всё-таки интернационализм... И потом, Разин и Пугачёв – те хотя бы «с царизмом боролись», а Ермак?.. Тема подвигов Ермака стала уделом маргиналов – «русских националистов», которых не любит и боится любая власть в России. Так что неудивительно, что мы на неё отвлеклись...

* * *

В 1846 году совет Академии одобрил эскиз картины Василия Демидова «Встреча Ольги с великим князем Игорем», а в 1848-м и эскиз «Осада Троице-Сергиевой лавры в 1610 году», который утвердили для написания картины на звание академика.

Но это звание он так и не получил. Почему? Мы не знаем. И вообще, о последних годах жизни мастера почти ничего неизвестно. Хотя именно 1840-выми годами датируются последующие работы, вышедшие из-под его кисти. Это и уже известное нам полотно «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского...» (1842), и ниже помещённые.

Василий Демидов. «Приём в Кремле по случаю рождения царевича Петра», 1846. Орловский музей изобразительных искусств
Василий Демидов. «Приём в Кремле по случаю рождения царевича Петра», 1846. Орловский музей изобразительных искусств
«Царица Наталия Кирилловна с царевичем Петром на Красном крыльце», 1848. Холст, масло. 79 х 106. Русский музей
«Царица Наталия Кирилловна с царевичем Петром на Красном крыльце», 1848. Холст, масло. 79 х 106. Русский музей

После стрелецкого бунта 1682 года Ивана и Петра венчали на царство, а фактической правительницей по их малолетству стала царевна Софья. Художник изобразил царицу-мать Наталью Кирилловну, вышедшую на крыльцо дворца с обоими царями и духовенством. Предполагается, что запечатлённая сцена описывает ритуал, связанный с именинами Петра, когда он, отвечая на поздравления народа, мог миловать осуждённых.

Как бы там ни было, но не родовитый и полузабытый живописец Василий Кузьмич Демидов в своих картинах был верен истории государства Российского, как и герои его полотен.

-12

Советуем оформить подписку на «Лучик» заранее на весь следующий год. Годовая подписка обойдётся по цене этого года. На сколько или во сколько раз вырастут цены после марта, никто сказать не берётся. Сделать это лучше личным визитом на почту по причине, о которой мы рассказывали здесь.