Азбука Екатеринбурга. Выпуск 20
Здание, в котором сейчас находится Свердловская филармония, начинали строить в 1915 году как деловой клуб для "отцов города" – промышленников и купцов, а заканчивали через 11 лет – как клуб для инженеров и работников народного хозяйства.
Этот резкий поворот хорошо ощущается в самом здании. Снаружи филармония – это монументальный неоклассицизм и модерн: башенки, колоннады, овальный балкон, витражи, c барельефами и лепниной. А внутри – роспись с изображением герба Советского Союза и стены с картинами из жизни колхозников.
В 1936 году Свердловский облисполком решил сделать в здании филармонию. Она стала третьей филармонией, появившейся в стране – после Московской и Ленинградской.
Филармония была создана на базе симфонического оркестра Радиокомитета, хора Облпрофсовета, музыкальных и вокальных сил областных театров. Многие с опаской восприняли создание в городе нового культурного учреждения, предпочитали посещать существовавшие в городе Оперный театр и "Зал Маклецкого", в которых давались музыкальные представления и концерты.
В день открытия Свердловской филармонии и в день первого филармонического концерта Свердловского государственного симфонического оркестра 29 сентября 1936 года симфонический оркестр под управлением гастролёра из США — дирижёра Владимира Саввича исполнил Шестую симфонию П.И.Чайковского и симфоническую сюиту Респиги «Пинии Рима». Последнее произведение было впервые исполнено в Советском союзе. Во втором отделении концерта выступила певица Большого театра Ксения Держинская.
Сам оркестр, на базе которого вышеупомянутым постановлением была создана филармония, возник на два года раньше, с приездом в столицу Урала молодого дирижёра Марка Израйлевича Павермана. Выпускник Московской консерватории, он стал организатором и руководителем Свердловского симфонического оркестра.
За длинную историю здания филармонии в нём выступали Сергей Лемешев, Иван Козловский, Леонид Утёсов, Владимир Маяковский, Геннадий Рождественский и Максим Шостакович, Гидон Кремер и Татьяна Гринденко, Виктория Постникова и Андрей Гаврилов, Владимир Спиваков и Юрий Башмет, а также сотни других знаменитостей.
В 1973 году в зале филармонии появился первый на Урале концертный орган. Инструмент немецкой фирмы «W.Sauer» вернул в Свердловск органную музыку, звучавшую в католическом костёле до 1930-хх годов. 31 октября 1973 года состоялся первый концерт, приуроченный к 250-летию Свердловска. На открытии органного сезона выступили московские гости и органист из ГДР И.-Э. Келлер.
В середине 1990-х годов оказалось, что орган нуждается в реставрации. Построенный в 1973 году, он за два с хвостиком десятилетия стал разваливаться – мягкий металл стал гнуться под собственным весом. На ремонт нужно было 110 тысяч немецких марок. Деньги собирали всем миром. Впервые в России объявили благотворительную акцию по сбору средств. Сейчас это обычное дело, а тогда было в новинку. Даже школьники приносили филармонии деньги, сэкономленные от завтраков, в мешочках с пометкой "взнос 3Б класса". За лето 1998 года орган отреставрировали, и он вновь начал работать. По завершении ремонтных работ, проведённых мастерами немецкой фирмы «W. Sauer», 8 августа 1998 года по случаю «выздоровления Короля инструментов» состоялся торжественный приём «Vivat, Орган!».
В 2010-х начались разговоры о том, что концертный зал Филармонии вместимостью 808 человек (688 мест — Большой зал и 120 мест — камерный), не соответствует потребностям города Екатеринбурга и Свердловской области в целом. Возникли вопросы о расширении.
Архитектурным бюро Zaha Hadid Architects был разработан проект нового здания. Планировалось рядом с основным зданием построить дополнительно два акустических концертных зала общей вместимостью 1950–2000 человек. Проектом предусматривалось развитие рекреационного пространства для зрителей, объединяющего все залы филармонического комплекса в единую систему. Перед зданием планировали сделать парадную площадь. Зал хотели построить так, что симфонический оркестр играл на фоне сада Вайнера.
Посмотрите, какую красоту собирались нам построить:
Ради этого даже снесли стоявший рядом жилой дом...
Но из-за событий 2022 года бюро Zaha Hadid Architects ушло из России, и проект повис в воздухе. Деньги, выделенные на проект, ушли на другие цели. Участок, где стоял дом, пустует. И будет ли расширяться Филармония никто не знает...
Про предыдущие буквы читайте здесь https://dzen.ru/suite/cab08a63-5802-43aa-8e47-90c2638de296