Давайте представим себе несколько ситуаций.
Например, человек всегда доедает всю порцию еды, которая оказывается у него на тарелке. Он просто не может оставить что-то несъеденным: что-то внутри него ломается, если он пытается представить себе такую ситуацию. Он просто жадный и не может держать себя в руках или у него травма голода?
Или человек не может пойти на тренировку, потому что от одной мысли об этом в его голове всплывают образы смеющихся над ним людей. Они потешаются, что он что-то делает неправильно, показывают пальцами и говорят, что они намного лучше него, потому что они могут правильно выполнить упражнение или бегут с лучшей техникой. Он просто слабовольный слабак и трус или у него травма от школьной травли?
В этой статье я хочу рассказать о том, что такое травма, как она формируется и как может влиять на наше поведение и поведение наших детей. В конце статьи я постараюсь объяснить, как понять, есть ли у вас травма и что вы можете сделать, чтобы справиться с ней в ближайшем будущем.
Что такое травма?
Как она происходит, как влияет на психику, как узнать, есть ли у вас травмы.
Травма – это повреждение, нарушение целостности. Когда мы говорим о травмах, в первую очередь в голову лезут образы синяков и переломов. Психическая же травма – это результат сильного стресса, с которым человек не мог справиться, или же насилия (ментального, эмоционального, физического), которое остается не пережитым на уровне психики.
Есть два типа травм: травмы развития и шоковые.
Первый типа – травмы развития, которые возникают не из-за однократного события, а из-за сохраняющейся какое-то время обстановки, в которой формируется личность. Можно сказать, что это травмы с накопительным эффектом.
Травмы развития возникают, если человек взрослеет в условиях какого-то дефицита, происходит искажение развития или развитие в искаженных условиях. Такие травмы формируются в период, когда ребенок еще слаб и зависим от родителя, не может сам удовлетворять свои потребности, не может толком сказать что-то о себе.
То есть ребенок живет в условиях, в которых ему чего-то не хватает, и он никак не может на это повлиять. Например, не может повлиять на финансовое положение семьи или не может заставить маму его любить.
Шоковые травмы связаны с конкретными эпизодами и могут возникать во взрослом возрасте. Это травмы, которые связаны с какими-то неожиданными событиями, с которыми человек, опять же, ничего не мог сделать: например. потеря дорогих людей, насилие.
Тут важно помнить: что для одного неприятное воспоминание, для другого настоящий шок. приведет ли то или иное событие к травматизации - индивидуальный вопрос, который зависит от множества факторов.
Одни пропускают злые шуточки мимо ушей, а других они ранят очень глубоко и часто это неконтролируемый процесс.
Почему травма остается с нами на всю жизнь?
Из-за этого человек теряет целостность и контакт с собой, не может понять ни себя, ни окружающих. Все, что с ним происходит, он видит в искаженном виде, через призму своей травмы. Он больше не может жить так, как жил до травмирующего события.
Заметить свою травму – это большой шаг на пути к тому, чтобы изменить свое поведение и заметно повысить качество жизни. Многие люди хорошо вытесняют воспоминания о травмирующих событиях и долгие годы не могут выйти из повторяющихся событий, не понимая даже, как и почему они в них попадают.
Иногда травмы выражаются через привычки или навязчивые действия, например хранение даже подпортившейся еды или избегания любых развлечений, связанных с физической активностью.Немецкий психотерапевт Франц Рупперт предложил концепцию, согласно которой в момент травматизации человеческая личность раскалывается на отдельные куски:Здоровая часть: открытая, доверяющая, адаптивная, способная к проявлению себя и выражению чувств;
Травмированная часть: хранящая воспоминания о травме, как бы запертая в травмирующем событии, бесконечно пытающаяся прожить этот момент как-то иначе;
Выживающая часть: пытающаяся регулировать существование с травмой, например вытеснить воспоминания о ней, отрицать ее, контролировать ту часть, что пытается как-то ее прожить, контролировать людей и обстановку вокруг, проецировать травмированные чувства на окружающих, провоцировать повторную травматизацию.
Зачем вообще замечать травму?
Травма будет влиять на дальнейшую жизнь и поведение человека. Научиться ее замечать и принимать в расчет, значит вернуть себе контроль над своей жизнью. Получить шанс жить иначе.
Попытки всю жизнь просто подавить травму будут приводить к тому, что она будет воспроизводиться снова и снова, шлейфом сопровождая всю оставшуюся жизнь травмированного человека.
Многим кажется, что признать травму – значит получить разрешение опустить руки и пустить все на самотек. На самом деле признать травму – это первый и самый важный шаг, чтобы справиться с ней, конец пережить ее и продолжить счастливую жизнь без вечной борьбы со своей тенью.
При чем тут толстые и ленивые?
О том, что мы не берем в расчет, оценивая образ жизни.
Травму могут сформировать самый разные события и в дальнейшем вызвать нарушения в самых разных сферах жизни. Иногда травмы сказываются на пищевом поведении человека, на его отношении к спорту или качестве его сна.
Со стороны может казаться, что он просто ленивый или ему не хватает смелости, что он просто раб дурных привычек, но на самом деле им может управлять травма. Вот, как это происходит.
Голод, пищевое насилие и нарушения пищевого поведения
В военные и послевоенные годы был особенно распространен “блокадный синдром” – особый вид пищевого поведения, сформированный вокруг травмы дефицита еды. Затем похожие черты наблюдались у тех, кто столкнулся с бедностью в 90-е.
Люди, пережившие голод, запасают еду даже тогда, когда в этом нет необходимости. Они всегда доедают все, что лежит на их тарелке и испытывают стыд, если кто-то предлагает им еду, а они вынуждены отказаться. Им сложно выбрасывать даже испорченные продукты и они испытывают негативные эмоции, если кто-то портит или выбрасывает еду при них. Часто у таких людей все идет во вторичную обработку: из объедок готовятся новые блюда до бесконечности. Иногда они испытывают панику, если дома нет какого-то базового в их понимании продукта, например хлеба, даже, если при этом в холодильнике много другой еды. А еще такие люди испытывают необъяснимую панику и сильное сопротивление при необходимости соблюдать диету даже, если она прописана врачом и касается ограничений только на определенные типы продуктов.
При чем голод – это не всегда полное отсутствие еды. В годы, когда продукты для людей с целиакией и непереносимостью лактозы были редкостью, обладатели таких заболеваний сталкивались с вынужденным заметным ограничением питания. Оказавшись в новом мире, где появились безглютеновые сладости и безлактозное молоко, многие из них столкнулись с приступами переедания, запасания и фиксацией на теме еды.
То есть ощущение дефицита может быть субъективным, но при этом все равно сформировать травму.
С ПОХОЖИМИ ПРОБЛЕМАМИ СТАЛКИВАЛИСЬ НЕ ТОЛЬКО ГОЛОДАЮЩИЕ, НО И ТЕ, КТО ИСПЫТАЛ НА СЕБЕ ПИЩЕВОЕ НАСИЛИЕ. МНОГИЕ ЛЮДИ ВСПОМИНАЮТ О ПИЩЕВОМ НАСИЛИИ КАК О ЕСТЕСТВЕННОЙ ЧАСТИ ЖИЗНИ: КАК ИХ НЕ ВЫПУСКАЛИ ИЗ-ЗА СТОЛА, ПОКА ОНИ НЕ ДОЕДЯТ СВОЮ ПОРЦИЮ, КАК НАКАЗЫВАЛИ ЗА РАСТРАТУ ЕДЫ, НАПРИМЕР НЕУДАЧНУЮ ГОТОВКУ, А ИНОГДА ДАЖЕ О ТОМ, КАК В НИХ СИЛОЙ ЗАПИХИВАЛИ ЕДУ.
ТАКИЕ ЛЮДИ ОБЫЧНО ИСПЫТЫВАЮТ ТРЕВОГУ ОТ СТОЛКНОВЕНИЙ С ЕДОЙ, ЧАСТО СТРЕМЯТСЯ ЕЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ И ПЛОХО ПЕРЕНОСЯТ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ НЕ МОГУТ ВЫБИРАТЬ, ЧТО ОНИ БУДУТ ЕСТЬ.
Проблемы, связанные с едой, как-то легче воспринимаются в обществе: понятно, что еда – это ценный ресурс и ее отсутствие может стоить человеку жизни. Но что, например, с занятиями спортом?
Спорт, стыд и разрушенные надежды
Одно из распространенных убеждений, влияющих на человеческое отношение к физической активности: “ты слабый, больной, ничего не можешь, нечего и пытаться”. Иногда родители заботливо инвалидизиурют своих детей, внушая им, что те не расположены к физической активности, что она вредна или небезопасна (не бегай, ударишься!). А иногда просто вызывают острое чувство стыда, например, потешаясь над попытками ребенка выполнить какой-нибудь акробатический трюк.
В будущем такие люди избегают занятий спортом, особенно боясь травм или просто будучи уверенными, что активность – это про каких-то особенных атлетов, расположенных к этому.
Но, наверное, в моей практике наибольшее количество грустных историй о спорте связаны с уроками физкультуры. Пока одни дети развлекались и очень неплохо справлялись, другие сталкивались с унижением, пристыживанием и травлей.
Причем это не всегда касалось их физических способностей. Иногда бестактные замечания преподавателя могли спровоцировать травлю ребенка из-за его внешнего вида (слишком толстая, слишком низкая). Иногда проблема возникала из-за проблем социализации, например отторжения сверстниками во время групповых игр.
В таких случаях люди часто опасаются заниматься спортом, боясь столкнуться с унижением из-за их слабых физических способностей, неспортивной внешности, неумения находить контакт с другими.
Но иногда люди получают травмы даже, если они очень спортивные. Например, дети с завышенной самооценкой на почве спортивных успехов могут очень тяжело перенести проигрыш в соревнованиях, выбывание из спорта в связи со сложными травмами, особенно, если их занятия спортом были очень важны для родителей или других значимых людей.
В будущем им сложно просто начать заниматься чем-то, потому что они не готовы столкнуться с “поражением” в случае, если окажутся недостаточно хороши или что-то другое помешает им раскрыть потенциал. Зачем начинать, если это может закончиться чем-то неприятным?
Иногда бывшие профессиональные спортсмены, бросившие спорт по каким-то зрительно нейтральным причинам, не могут начать снова заниматься чем-либо, потому что не хотят сталкиваться с осознанием, что какие-то навыки утрачены, а показатели снижены.
Проблемы с засыпанием и кошмары
Иногда люди, пережившие травмирующее событие, сталкиваются с разными нарушениями сна. Например, они могут видеть кошмары, в которых воспроизводится сценарий их травмы, из-за этого откладывать отход ко сну, спать поверхностно и чувствовать себя измотанными.
Иногда трамированные люди откладывают ко сну
Как понять, что у вас травма?
И как справиться с ее влиянием на вашу жизнь.
Например, человек в детстве взрослел в бедности, еды не хватало, он никак не мог на это повлиять. Во взрослом возрасте он может бездумно растрачивать все деньги и постоянно набирать долги, может испытывать ступор или сильные негативные эмоции при необходимости выбросить еду, испытывать вину, если ему предлагают еду, которую он не хочет есть, испытывать стыд, если у него портится хлеб.Все люди по-разному воспринимают и переживают одни и те же события: кого-то они травмируют, а кого-то нет. Это зависит от множества факторов.
У травмированных людей наблюдаются разные симптомы:Они часто попадают в одинаковые ситуации. Например, постоянно выбирают плохих партнеров. То есть невольно раз за разом создают условия, похожие на те, в которых сформировалась травма, и как будто проживают одно и то же снова и снова.
Оказываясь в ситуациях, напоминающих момент травмы, люди могут цепенеть, чувствовать, будто в голове туман, испытывать проблемы с концентрацией.
Травмированные люди часто мучаются от вины, страха, стыда, злости. Они часто пытаются завоевать или купить чью-то любовь, живут в напряжении. что вот-вот случится что-то плохое, могут вести себя иррационально, например отказываться вступать с кем-либо в отношения, потому что “их все равно бросят”.
Иногда травма выражается через психосоматические заболевания, например аллергию, головные боли, бессонницу и другие телесные проявления. Но это уже скорее вторичный признак для диагностики, потому что все, что касается телесного здоровья, в первую очередь нужно обсуждать с врачом.
Очень часто люди начинают описывать поведение, связанное с травмой, со слов: “я не могу это объяснить, но…”
Потому что поведение травмированного человека иррационально. Он может понимать, что его поступок абсолютно нелогичен, но при этом все равно так поступать.
Многие травмированные люди отрицают травму, ссылаясь на особенности воспитания или естественные условия, находят им оправдания, вроде “меня били и я человеком вырос”. При этом они сталкиваются с очевидными последствиями, но не могут привязать одно к другому, потому что их выживающая часть психики препятствует контакту с травмирующим событием.
Вообще все усилия выживающей части психики выматывающие, они тратят много энергии, поэтому травмированные люди часто сталкиваются с фоновой усталостью и постоянным ощущением нехватки сил и энергии.
Травмированные люди часто сталкиваются с эмоциональными регрессиями. Это когда человек оказывается в каких-то обстоятельствах, прямо или отдаленно напоминающих обстоятельства травмы, и его уносит в безвременную часть психики, ту самую травмированную часть, где он навсегда слабый и беспомощный перед тем, что его травмировало.
То есть, когда человек не может, например, выбросить недоеденную еду, где-то внутри него эту еду не может выбросить его версия, которая жила в голоде, например, маленький мальчик, который ел один раз в день.
Как справиться с травмой?
Конечно, лучше всего работать над травмой со специалистом, например психологом. Потому что психолог знает, что такое травма, как она функционирует, и он находится вне травмированного сознания его клиента. Клиент видит мир через фильтр травмы и это ему привычно, а психолог может подсказать, когда и как этот фильтр можно приподнять.
Для самостоятельной практики я всегда рекомендую книгу Пита Уокера “Комплексное ПТСР”. В ней есть и всеобъемлющая теория, касающаяся травм, и практические советы, которые помогают с ними справиться.
Например, в ней можно найти список из 13 советов для управления эмоциональными регрессиями – теми состояниями, когда человека относит в безвременную часть его психики. Эти советы хорошо помогают справиться со сложными эмоциями и состоянием беспомощности, которые возникают при столкновении с чем-то, что напоминает о травмирующем событии.
Один из этих советов: помнить, что эмоциональные регрессии – это способ заново прожить травмирующий опыт более безопасным способом и это одна из важных ступенек на пути к восстановлению.
В момент эмоциональных регрессий нужно помнить о том, как сформировалась травма, почему она сформировалась и стараться возвращаться позиции взрослого, напоминать себе о том, что сейчас у человека есть все ресурсы. которые помогут ему справиться с похожими ситуациями, что сейчас он в безопасности и ужасы прошлого не реализуются в его настоящем.
Все мы можем быть травмированы
Это правда, всех нас что-то травмирует в какие-то периоды жизни. Если мы будем помнить об этом, наше отношение к себе и окружающим может стать более осознанным и сострадательным. А именно сострадание, а не ненависть и агрессия, дают плодородную почву для устойчивых позитивных изменений.
Понимание травмы позволяет исцелиться. Но нельзя исцелить того, кто не думает, что он сломан, даже, если это так.