Многие юристы периодически сталкиваются с ситуацией, когда «клиент» ушел, наговорив гадостей, а затем вернулся и просит взять его дело в работу. Рассказываю об одном таком случае в своей практике.
Плохой юрист
В нашей стране функционируют несколько юридических сайтов, где граждане могут задать интересующие вопросы и получить бесплатные ответы от специалистов. Не на все вопросы, конечно. Если требуется изучение документов или поступает вопрос – как составить такой-то иск, - такие услуги предоставляются на платной основе.
На одном из таких сайтов я иногда отвечаю на вопросы граждан, в свободное от работы время. Причем, согласно правилам сайта, я вправе самостоятельно выбирать и решать: кому и на какие вопросы отвечать, устанавливать расценки за работу с дополнительными вопросами, и пр. Ведь я не работник сайта и оплату за свои ответы не получаю.
В прошлую пятницу, поздно вечером, на телефон поступило сообщение от гражданина N с извинениями: несколько месяцев назад он погорячился и нахамил мне. Из переписки следует – да, было дело. Человек на бесплатном сайте задал вопрос про инвалидность. Мною дан ответ со ссылками на действующее законодательство. Ответ не устроил гражданина N, и он написал, что я плохой юрист. Ну, это образно.
Хочу вас в помощники
Через 4 часа, уже глубокой ночью, мне поступают от N еще 2 сообщения, где он рассказывает о своих проблемах со здоровьем. В конце человек сетует, что устал ждать моего ответа, а еще он знает о своих правах – как инвалид он имеет право получать юридические услуги бесплатно.
В субботу утром мне поступают множество сообщений, где N рассказывает о своей ситуации, сообщает совершенно ненужную информацию о своих родственниках и сослуживцах, живущих в моем регионе и близлежащих субъектах РФ, и пр.
Конечно, можно было проигнорировать все это. Во-первых, за несколько месяцев номер телефона специалиста мог уже стать недействительным, и эти данные получили бы третьи лица, в т.ч., мошенники. Неосмотрительно поступил человек. Во-вторых, мною не дано согласие на работу по вопросам «доверителя».
Нет – это значит нет
Мною был дан ответ, что я не специализируюсь на вопросах, которые интересуют гражданина N. Так и есть. Хотя, даже если они относились бы к моей специфике работы, - я имею право отказать в предоставлении юридических услуг. Я не адвокат-«назначенец», и не «бесплатный» юрист, работающий по ФЗ № 324, получающий зарплату от государства.
Знаете, какой ответ «прилетел»? Что если я откажу в предоставлении ему бесплатных услуг, он подаст жалобы всюду: Президенту, в ФСБ, и т.д. Странная реакция, не находите? То есть, меня пытаются заставить делать то, что нужно гражданину N. Нет! Манипуляции и терроризм, в т.ч., телефонный, будут пресечены сразу. Не в первый раз.
Резюме
Понимаю отчаяние людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Но, не до такой же степени, чтобы выдавать подобные «перлы». Делайте выводы сами, дамы и господа.
Спасибо за внимание. До новых встреч на канале.