Найти тему
Александр Матусевич

ТОНКИЙ ВКУС И ЧУВСТВО МЕРЫ

Элени-Лидия Стамеллу спела старинную музыку в ДК «Рассвет»

У столичного меломана — любителя классической музыки все интересные для него локации наперечет: не сказать, что Москва обижена концертными залами, но все же они, как правило, с большими традициями и давно и хорошо известны. Тем не менее, периодически появляются новые «точки притяжения», что не может не радовать — в последние годы таковыми стали Новый зал Дома музыки, Культурный центр ЗИЛ, галерея «Нико», ДК «ГЭС-2» и др. Еще одним совсем новым местом недавно стал ДК «Рассвет», расположенный между зоопарком и католическим собором Непорочного зачатия, на территории бывшего авиационного завода «Рассвет».

Новое культурное пространство заработало после пандемии — ивенты тут проводятся самые разнообразные: выставки, лекции, кинопоказы, ярмарки. Но академическая музыка изначально заявлена как существенная, если не главная составляющая стратегии развития ДК. Организаторы стараются дать публике услышать здесь то, что вряд ли можно встретить в других столичных залах — то есть ориентированы на эксклюзивность. Зал ДК — просторный и относительно небольшой, весьма демократичный по своему оформлению, но с хорошей акустикой. Что немаловажно в первую очередь для вокальной музыки.

Именно такой концерт — вокальный и эксклюзивный — состоялся в ДК «Рассвет» в конце сентября. В новомодном зале пела греческое сопрано Элени-Лидия Стамеллу — имя совершенно новое на нашем музыкальном пленере. Что не удивительно и не только потому, что Стамеллу поет в Москве впервые, а еще и потому, что сольная ее карьера пока весьма непродолжительна — до недавнего времени достаточно долго (с 2012 года) она пела в знаменитом хоре Теодора Курентзиса «musicAeterna», в составе которого участвовала во многих нашумевших концертах и спектаклях этого коллектива, гастролировала по всему миру и пр. Тем не менее, и сольные выступления у Стамеллу уже были, и не единожды — в родной Греции, в Германии, Турции, Испании, США и на Кубе. Греческое сопрано — лауреат конкурса имени Ферруччо Тальявини в Австрии, в ее активе — сольный диск с музыкой Вайля, Роты и Оффенбаха (весьма нетривиальный набор авторов!)

При всем уважении к мастерству хора «musicAeterna» сольный концерт хоровой певицы — это скорее исключение из правил. Конечно, в высококлассных профессиональных хоровых коллективах певцы — высокого уровня, многие из них уверенно и качественно солируют в кантатно-ораториальном жанре, но все же, как правило, в небольших эпизодах — на крупную форму с развернутым сольным вокалом все равно обычно приглашают солистов-вокалистов из оперных театров или филармоний. Но Стамеллу выбрала для своего сольного концерта в Москве репертуар, где ей не нужно соревноваться с оперными звездами — она решила удивить другим.

Часовую программу составили вокальные миниатюры для голоса и лютни — камерная музыка ренессанса и раннего барокко. К сожалению, на концерте отсутствовали программки (даже и по куар-кодам, как сейчас делают многие залы, если с полиграфией у организаторов проблемы) и конферанс, поэтому для опознания исполняемой музыки необходимо было быть даже не просто профессиональным музыковедом, но специалистом по данной эпохе. Как было заявлено в анонсе, на концерте прозвучали сочинения Монтеверди, Пери, Каччини, Фрескобальди, Фальконьери и других авторов. Стилистически они все очень близки, хотя, конечно, чувствуется в одних сочинениях больше архаики и первозданной простоты, в других — больше блеска, вокальных сложностей и разнообразия средств выразительности.

С первого же взятого звука Стамеллу порадовала голосом приятного, ясного и нежного тембра, и отличной вокальной школой, что было выражено в пластичности звуковедения, безупречности легато, равномерности звуковой эмиссии, ровности голоса и отсутствии регистровых швов, а также уверенном взятии верхних нот, которые воистину оказались небесно-ангельскими по звучанию — прозрачными, ласковыми и звонкими. Репертуар, правда, не предполагал вокального экстрима, использования крайних нот певческого диапазона: в основном звучание концентрировалось на середине с незначительными отклонениями в верхний регистр, но тем не менее, те верхушки, что были явлены, прозвучали мягко, эстетично и уверенно. Подкупала также выразительность и естественность фразировки — вообще во всем облике певице, ее манере держаться на сцене и вести музыкальный диалог с аудиторией не было ничего нарочитого, претенциозного, искусственного, что очень воодушевляло. Простота, искренность, сердечность, невычурность — отличительные черты искусства Стамеллу, которое от этого оказывается очень личностным и близким каждому, сидящему в зале. В век, когда вокальные звезды нередко стремятся эпатировать и обязательно удивить, Стамеллу поет задушевно и естественно, заботясь лишь о максимально достоверной передаче характера исполняемой миниатюры. В этом стремлении совершенно разные по характеру опусы получаются у нее одинаково убедительными, а вся концертная программа складывается в интересную и разнообразную палитру настроений, ситуаций, образов. У публики, у которой не было ни переводов, ни даже названий произведений, тем не менее, была возможность почувствовать если не смыслы исполняемых миниатюр, то точно — их настроение, их музыкальную душу.

Аккомпанировал на лютне певице петербуржец Константин Щеников-Архаров, исполнивший также и несколько сольных номеров. Ансамбль с певицей у него сложился гармоничный — естественно, голос всегда был на первом плане (этого требовал и формат концерта, да и иное трудно себе представить, поскольку лютня — очень деликатный инструмент, совсем не поражающий децибелами), но радовала точность аккомпанемента и чуткое следование малейшим движениям голоса, темповым и нюансовым особенностям исполнения. Музыкантам удалось создать на концерте атмосферу изысканного и одновременно очень душевного музицирования, если и ауру старинного салона, то ценного не своей чопорностью или элитарностью, а ренессансным восторгом перед чудом живого искусства, красотой человеческого голоса и тонкого, но искреннего выражения эмоций, а также очевидными чувствами меры и вкуса, которые не изменили артистам ни разу.

5 октября 2023 г., "Играем с начала"