Грузовые трамваи – явление, которое было весьма привычным во многих городах России с начала ХХ века и до Великой Отечественной войны. «Электрическая железная дорога» (так тогда называли трамвайные линии) в 1900-х годах появилась во всех крупных промышленных центрах, а вот грузы тогда по-прежнему перевозились гужевым транспортом (автомобили были большой редкостью). Таким образом, приспособление трамваев под перевозку промышленных и иных грузов являлось весьма актуальным решением.
Известно, что первые грузовые трамваи, переоборудованные из пассажирских вагонов «Унион», появились в Смоленске в 1910-х годах. Кроме того, к ним прицеплялись и товарные платформы. В годы Первой мировой войны эти составы использовались для доставки раненных на носилках от вокзала до госпиталей и лазаретов.
Примечательно, что после революции в Смоленске не только сохранились грузовые трамваи, но и были проложены специальные грузовые ветки на карьер в Ямщине по Витебскому шоссе и подъездные пути к железной дороге на улице Старо-Ленинградской, а также специальная линия на территории авиазавода. Была ещё и ветка на «Банный тупик», которая, кстати, просуществовала до начала ХХ века и служила для соединения трамвайных и железнодорожных путей в районе улицы Кашена.
Фотосвидетельства существования этих линий сохранились лишь на немецких снимках периода оккупации Смоленска. После войны и перестроения линий на широкую колею, движение грузовых трамваев не возобновлялось. В то же время, например, в Санкт-Петербурге грузовое трамвайное движение сохранялось вплоть до 90-х годов ХХ века. Интересно, что один из таких трамваев стал героем культового фильма «Брат».