И снова здравствуйте, мои дорогие любители исторических прогулок!
Итак, на прошлой неделе мы с Вами остановились у Симеоновского моста - от него и отправляемся.
Напоминаю, что гуляем мы по Петербургу 1850-1916-х годов. Окрашиваю фотографии я с помощью искусственного интеллекта и в каждой галерее ниже Вы найдете по два снимка - оригинальный, а следом окрашенный.
Во время нашей прогулки мост, который ныне нам известен под названием "мост Белинского", был Симеоновским, в честь расположенной рядом церкви Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Церковь эта была построена в 1730-е годы и являясь ровесницей Петропавловского собора (здесь я имею в виду каменное здание собора) входит в число немногих сохранившихся до наших дней культовых сооружений 18 века.
Вплоть до начала 19 века церковь была придворной, после стала церковью императорского ордена Святой Анны и здесь восседала Кавалерская дума - орган, принимавший решение о вручении государственной награды за особые подвиги, заслуги перед государством, в т.ч. и боевые. В дни же престольных праздников после литургии для членов ордена здесь устраивались трапезы, на которых кавалеры должны были присутствовать в особых костюмах.
После 1860-х годов при церкви заработал "Божий дом" - благотворительное заведение помощи бедным, беспризорникам и т.п.
Имя писателя, как можно догадаться, мост получил после революции, в 1923 году.
На этой фотографии, помимо моста и церкви, можно заметить еле уловимую, но поистине уникальную деталь - это фонарщик за работой.
Уж сколько я видела старинных фотографий, но петербургского фонарщика, да еще и за работой, история нам практически не оставила. А здесь он во всей красе - подставил свою лестницу к чугунному фонарному столбу и взобрался по ней, чтобы, быть может, протереть стекло, провести техобслуживание газовой горелки или демонтировать светильник. Почему демонтировать? Потому что справа, параллельно крайней правой стене Симеоновской церкви, можно увидеть столб, а на оригинальной фотографии (не на фрагменте, а на общей) их и вовсе два - похоже, что это заготовки уже для электрических фонарей.
Ну, а мы двигаемся дальше.
Эта часть Фонтанки, как видите, не особенно отличается от уже пройденной - все те же многочисленные барки с дровами и привычная бытовая суета.
Зато зимой мы с Вами увидели бы здесь нечто необычное - несколько десятилетий здесь оборудовали один из городских, общедоступных катков.
"С.–Петербургское Общество детских развлечений, стремясь по возможности охватить все стороны и интересы детской жизни, в видах физического развития и ради здорового удовольствия по примеру прошлого года устроило каток на Фонтанке у Симеоновского моста. На катке постоянное дежурство членов. Приглашены особые руководители. Дети членов пользуются бесплатным входом, бесплатно же допускаются дети, посещающие городские училища"
Из объявления, напечатанного в газете "Петербургский листок" от 24.12.1900 года.
Здесь же устраивали различные народные гуляния - оборудовали подсветку, украшали по периметру флажками, показывали представления.
Тем временем, пока люд попроще катался на коньках, богема гуляла на многочисленных балах во дворцах по соседству. Особо известным своими роскошными балами и знаменитым среди богатых петербуржцев того времени был Шуваловский дворец.
Традицию балов в этом дворце заложил еще Дмитрий Львович Нарышкин, который проживал в нем вместе с семьей в первой половине 19 века. Шуваловским он стал называться после 1849 года, когда перешел во владение богатейшего сахарозаводчика и землевладельца Петра Павловича Шувалова, который традицию балов продолжил.
Среди избалованной богатой публики того времени были популярны "цветные балы". Так бал заранее объявлялся определенного цвета, например, зеленым, голубым и т.п., и все гости должны были выбирать для костюмов именно этот оттенок. У мужчин все решалось просто - добавлялись к костюму какие-то цветные элементы, аксессуары и украшения, а вот женщины могли "отвести душу" насколько хватало фантазии.
Однако некоторые цвета выбирались по особым случаям и всегда знаменовали собой определенное событие. Так, например, на фото выше "розовый бал", это значит, что бал был организован по случаю чьего-то бракосочетания.
Гремели балы и во дворце напротив, в шереметьевском дворце. Однако у графа Шереметьева они были настолько грандиозны, что посещали их и члены императорской фамилии. Жаль не сохранилось фотографий тех балов, но удалось отыскать одну - на ней будущий император Николай II (фото сделано в 1894 году), который сделает позже запись в своем дневнике об этом событии:
Вечером надел кафтан "сокольничего" времен Алексея Михайловича, Ксения оделась боярышней, а Сандро стрелецким головою. Поехали с ним на костюмированный бал у гр.Шереметева. Сначала говорили, что должны все быть в масках, но когда бал начался, маски были сняты – и, действительно, многим костюмам они вовсе не идут. Папа и Мама приехали в 10 ½ и были приветствованы гласом трубным…Засиделся до 4 ¼, простывая за несколькими стаканами шампанского. Костюмом своим я сам остался доволен; Ксения подала эту хорошую мысль, и вышит он безукоризненно, вместе с тем он чрезвычайно удобен!
Но возвращаемся на улицу, тем более, что на нашем пути появляется один из самых красивых мостов Петербурга - Аничков мост.
Если бы мы гуляли с Вами во второй половине 1800-х годов, то увидели бы близ моста необычные приспособления - три "колоды" на фото справа. Попробуйте догадаться, что это такое, а потом переходите к следующему фото.
Это приспособления использовали, как видите, для поения лошадей. Эдакие примитивные водопои. Колоды наполнялись вручную, просто черпая воду ведерками прямо из реки. Здесь же можно было лошадь и покормить, насыпав в ту же колоду самостоятельно заготовленного корма.
Значительно позже, уже в 90-е годы того же века начнут водопои облагораживать и механизировать. А уже в первое десятилетие 1900 годов таких "цивилизованных" водопоев появится более 30-ти. Некоторые из этих каменных сооружений до сих пор можно увидеть на улицах города, чаще всего в них сейчас располагаются общественные туалеты.
И раз уж речь зашла про общественные туалеты, то напоследок посмотрим на противоположный берег реки Фонтанки, и увидим один из первых, опять же "цивилизованных", общественных туалетов Петербурга.
Но это уже снимок 1908 года. Круглое сооружение внизу слева - это и есть туалет, вернее писсуар. Рассчитан такой писсуар был на мужчин, и делился на два "отсека" небольшой стенкой-перегородкой, чтобы справить нужду могли сразу двое человек. И если верить историкам, то для женщин были оборудованы ватерклозеты, но пока найти такие приспособления на старых фотографиях мне не посчастливилось.
На этом пока остановимся, чтобы на следующей неделе встретиться вновь и продолжить нашу увлекательную историческую прогулку.
Спасибо всем за внимание и интерес!
Если пропустили прошлые статьи на похожую тему, то они здесь: