Сусуманский район Магаданской области располагается на расстоянии 730 километров от Магадана. Поселок Кадыкчан – одно из заброшенных мест России.
Сейчас здесь очень мрачно: заброшенные дома, распахнутые настежь двери и окна.
Данный поселок, в котором когда-то жили люди, сейчас полностью пуст. Везде царит безмолвие, нарушаемое лишь криками ворон и скрипом крыш.
Те, кто прожили там достаточно долго, рассказывают, что со временем привыкли к этим местам, несмотря на их негостеприимность.
Как появился поселок
Первыми сюда пришли геологи. Это было в 20-х годах прошлого века. Они были восхищены обнаруженными природными богатствами.
В 1929 году был основан Магадан, а первые шаги в направлении строительства Колымского тракта и добычи драгоценных металлов были сделаны заключенными.
Спустя несколько лет было создано Западное горнопромышленное управление «Дальстрой» с центром в Сусумане. С этих пор Сусуман стал основным местом в горной промышленности на западе области. Началось развитие месторождений золота и возведение поселений, в которых разместились компании, обслуживающие горную промышленность и население этих мест.
Официально жизнь в поселке началась в 1943 году. Тогда геолог Борис Вронский обнаружил на глубине 400 метров уголь высочайшего качества. На это место стали приезжать люди, и удачливому геологу была присуждена Сталинская премия.
Поиск угля был не случайным: возникла необходимость обеспечивать теплом трудящихся здесь заключенных, а также тюремщиков и надзирателей, потому что им приходилось работать при температуре минус 50 градусов, и 15 минут на улице без головного убора могли вызвать серьезные обморожения.
Город
Постепенно поселок Кадыкчан превратился в город с населением 12 тысяч человек. Уголь, который там добывали, поступал на электростанцию и обеспечивал энергией две трети Магаданской области.
Смерть Сталина никак не повлияла на процесс переселения. Лагери закрыли, партия приглашала на работу обычных людей, и они приезжали в отдаленные регионы. К шахтерам присоединились комсомольцы, движимые романтикой, «запахом тайги» и стремлением «догнать и перегнать».
Впрочем, их можно понять: если выйти за ворота, ведущие из поселка, вокруг будет непроглядная и безграничная тайга, завораживающая своей красотой. А заработная плата в Кадыкчане была выше средней по всему СССР не меньше, чем в пять раз, и это было применимо не только к шахтерам. Последние, конечно, постоянно превосходили план производства — благо, природа обеспечивала их углем в изобилии.
Начало конца
Первые проблемы в этих краях возникли в начале 90-х годов. После распада СССР Кадыкчан продолжал существовать, но, как известно, в стране в то время был полнейший хаос, снижалось финансирование, постоянно не хватало средств для развития угольных месторождений.
Перестал функционировать транспорт, который вывозил уголь; задержки в выплатах зарплат стали регулярными, магазины опустели. Вскоре произошел взрыв в шахте, где еще остались значительные запасы угля. Причина и обстоятельства этого взрыва неизвестны. Скорее всего, метан сыграл свою роль. В результате взрыва погибли 6 шахтеров, но вскоре стало ясно, что последствия оказались исключительно трагическими. Угольная шахта была закрыта, жители были вынуждены переселиться. Золотая лихорадка Советского Союза подошла к концу.
Они надеялись вернуться в ближайшее время, закрыли двери, оставляли угрожающие надписи на случай мародерства. Но никто не вернулся — некуда было возвращаться.
Исчезновение поселка
В 1986 году в Кадыкчане жило более 10 тысяч жителей. По переписи 2002 года их было только 875 человек, они жили на двух небольших улицах. Через год поселок был официально выведен из числа поселений, ему был присвоен статус невыгодного для проживания, что означало отсутствие пенсий, почты и льгот.
Несколько лет назад там еще жили около сотни человек — те, кому некуда было уехать. К 2012 году остался только один старик и две его собаки. Сейчас там никого не осталось.
Источник: Курьер.Среда