Найти тему

Парабель

ОАО Аэропорт Колпашево

Все союзный конкурс авиатехников вертолета Ми-8

ОАО Аэропорт Колпашево·20 окт 2022

Все союзный конкурс авиатехников вертолета Ми-8

В конце мая 1983 года Колпашевском ГАП поступило распоряжение Западно - Сибирского управления ГА направить в город Иркутск техника - бригадира В.Д. Епитропа ( специалиста А и РЭО) И техника - бригадира М.В. Демидова ( специалист по А и Д) для участия во Всесоюзном конкурсе авиатехников вертолёта Ми-8. Конкурс посвящался 60- летию Аэрофлота, проведению было намечено на 20 Июня 1983 г. Выбор этих специалистов был не случаен: оба неоднократно были победителями конкурсов, проводившихся в Западно - Сибирском управлении.

Во Всесоюзном конкурсе принимали участие 40 представителей 19 управлений ГА Советского Союза. Контингент подобрался сильный, хорошо подготовленный.

Конкурс проводился в три этапа: история авиации, теоретическая подготовка, практическая работа на вертолёте. Колпашевцы попали на конкурс, что называется с корабля на бал - задержка рейса с Толмачево. Времени на то, чтобы акклиматизироваться, не было:

c самолёта на регистрацию участников, после регистрации - первый тур. После общего первого тура участников делили на группы по специальностям ( В и Д а И РЭО).

На первом туре лидерство уверенно захватил автор этих строк. Меня всегда влекла авиация : занятие авиамоделизмом в юности, мечта стать летчиком ( помешала близорукость) , интерес к книгам по истории и развитию авиации - все это способствовало победам на конкурсах ЗСУ и, как итог, лидерство на первом туре Всесоюзного конкурса.

Второй день - теоретическая подготовка. В АТБ в то время регулярно проводились свои конкурсы, интерес к познанию матчасти подогревался жестким спросом при сдаче экзамена на повышение разряда, да и профессиональная гордость заставляла постоянно штудировать техническую и эксплуатационную документацию по вертолёту. Как итог всего этого удержание лидирующего места и на второй день конкурса.

Третий день практическая работа. Перед отъездом на конкурс главный инженер АТБ В.И. Заря подарил автору этих строк штихмас- прибор для замера соосности двигателей и главного редуктора. И надо же такому случится - достается задание : замерить соосность.

Когда представитель комиссии увидел извлеченный из кармана штихмас и задал вопросы не только по соосности, но и регулировкам управления и трансмиссии, то пришел к выводу, что конкурсант задание выполнил на отлично.

Итог конкурса : первое место среди специалистов специальности В и Д завоевал представитель Колпашевского авиапредприятия М. Демидов (ЗСУ), второе место - специалист А. Кочегаров ( Красноярское УГА), третье место - представитель 235-го отряда А. Колобаева ( Правительственный отряд). У специалистов А и РЭО первенствовали С. Малыгин ( ВСУ), П. Петруня ( ДВУ), В. Рукосуев ( Красноярское УГА). К сожалению, В.Д. Епитроп отстал после первого тура.

Они были первыми, кто осваивал эксплуатацию вертолёта Ми-8. Учебу проходили на заводах изготовителях и поэтому матчасть знали досконально. Свои знания они с удовольствием передавали молодёжи. Из под их легкой ( а иногда и не очень легкой ) руки выходили классные техники, многие из которых стали бортмеханниками

55 просмотров·1 поделился

 

Парабель

ОАО Аэропорт Колпашево·19 окт 2022

Парабель - старинное кондовое сибирское село, оно вошло в произведение известного писателя-сибиряка Г.М Марков.

С авиации парабельцы, как и все жители Нарымского округа, познакомились в 30-х годах 20 века. В основном это были эпизодические полёты зимой. В годы Великой Отечественной Войны, как свидетельствует очевидцы, на самолётах < дуглас> ( Ли-2) вывозилась из района рыба. Полёты выполнялись зимой, самолёты были на лыжах, взлёт и посадка производилась в пойме реки.

В конце 40-х началось развитие местных воздушных линий в образованной Томской Области. Парабель, как и другие районные центры, нуждалась в надёжной связи с областным центром.

Аэровокзалом на аэродроме Парабель служила неказистая деревенская изба. Двухэтажное здание было построено в начале 60-х годов, в бытность командира Объединенного Авиаотряда Ю.И. Моисеева. Здание было просторным , второй этаж был отдан под служебное помещения, большая часть первого этажа - под аэровокзал.

Расположенная на территории столовая обеспечивала питанием авиаработников и пассажиров.

Парабельский куст был не большим, в его состав было 6 аэропортов: Березовка, Борки, Нарым, Осипово, Сенькино, Старица. Выполнялись полёты в Пудино и Львовку, указанные аэропорты находились на территории Парабельского района, но по каким то причинам входили в состав Томского авиапредприятия, в состав Колпашевского они вошли в конце 70-х годов.

Интересным с исторической точки зрения был Нарым, старинное село, крепость, место ссылки И.В Сталина и многих других противников царского режима. Одним из первых руководителей аэропорта был Василий Потапович Бандарьков, возглавлявший аэропорт с 1957 по 1965 год.

Работу в гражданской авиации он начинал авиамеханником. На его плечи, молодого по возрасту и стажу начальника аэропорта, легла ответственная работа по формированию облика аэропорта, строительство аэровокзала, склада ГСМ, других служебных помещений.

Справился,выдюжил и передал хорошо действующий коллектив аэропорта А.С Ефремову, переведённому из аэропорта Новый Васюган.

В январе 1969 года аэропорт принимает Григорий Никитович Кривоногов, работавший до перевода начальником аэропорта Копыловка.

В 1981 году по инициативе парабельских властных структур всеми силами строительство ( реконструкция) грунтовой взлётно-посадочной полосы для приёма самолёта Ил-14. Усилиями сельчан, строительство СУ-17, ПМК-5, дорожного участка, СУ-18 и других организаций села в январе 1982 года полоса была готова, 14 января 1982 года село принимало технический рейс самолёта Ил-14.

В ноябре 1991 года аэропорт принял Валерий Николаевич Насонов, до этого работавший в коммунальном хозяйстве с. Парабель. Он принял аэропорт в преддверий перехода на рыночные отношения, когда начался спад работ на транспорте и в промышленности.

Постепенно работа в аэропорту свилась на нет, во второй половине 1995 года аэропорт Парабель был закрыт. Наталья Мельникова, техник авиаметеостанции Парабель стихом подвела итоги закрытия аэропорта:

« Аэропорт…. И сердце вдруг заныло.

Как все разгромлено, уныло…

Все работы по закрытию аэропорта выполнял Николай Николаевич Комаров, последний начальник аэропорта, проработавший в этой должности чуть более года…