Прогулки на природе были введены в российский быт Петом I, частично заменив традиционную охоту. Император любил сады московского Кремля, Измайлова и Преображенского, украшенные душистыми цветам, плодовыми деревьями и ягодами.
Устраивали эти сады опытные немецкие и голландские садовники, приглашенные царем Алексеем Михайловичем. В те времена в московском Кремле были и висячие сады с прудом.
Через год после основания крепости Санкт-Питер-бурх царь приобрел на противоположном берегу Невы домиком с садом, который стал называть Летним.
Петр приказывал при строительстве своих садов и парков сохранять дикие рощи и старые деревья, например, еловый лесок на Царицыном лугу.
Даже за большие деньги он велел привозить из Германии и Голландии уже взрослые деревья: липы, каштаны, буки, а из-под Новгорода дубы и клены.
Уже в 1708 году Петр приказал завести в своих оранжереях фиговые, лимонные и померанцевые саженцы, виноградные лозы. Больше всего он любил, когда в садах благоухало и сажал вдоль садовых дорожек мяту, ромашку, душистые цветы, резеду и даже пионы.
По утрам Петр любил прогуливаться по своему саду и вдыхать пряные ароматы трав и запахи цветов. Царь очень внимательно и с любовью относился к разведению садов в окрестностях Петербурга и писал Екатерине Алексеевне по приезде из Москвы в 1724 году:
Нашел все как дитя в красоте растуще, и в огороде повеселились…
Уже в первые годы обустройства Петербурга Доменико Трезини выпустил типовые планы дворянских усадеб: небольшие одноэтажные дома окружены газонами с цветниками, рядами плодовых деревьев и кустарников, легкими трельяжными беседками, прудами и фонтанами.
Сестра Петра, Наталия Алексеевна тоже разводила сад у своей дачи в Смольном.
После смерти сестры мужа императрица Екатерина Алексеевна построила здесь, в излучине Невы, скромный дворец с садом и прудами.
Так же сады и парки устраивали сподвижники Петра: Меншиков устроил большие сады при своих дворцах на Васильевском острове и в Ораниенбауме, Ф. М. Апраксин - при своих дачах на Мойке, где в подражание царю установил несколько мраморных бюстов, и на Петергофской дороге.
Грандиозные сады Петергофа, Стрельны, да и многие другие усадебные, строились для торжественных прогулок-шествий. Наименование «сад» применяется к садам регулярным; наименование «парк» к садам нерегулярным или очень обширным регулярным, как Петергоф.
Петр I руководствовался не только хозяйственными или архитектурными задачами, но и стремился к образованию и просвещению своих сограждан. Благодаря ему в парках устанавливались статуи, которые имели аллегорическое значение. Группы статуй представляли сложный текст, понять его можно по подписям рядом с ними.
Эти тексты позволяли прохожим узнавать легендарные и исторические сюжеты, приучали русских людей к европейской мифологии, символике и эмблематике.
Когда Анна Иоанновна выдавала свою племянницу замуж, Анна Леопольдовна, которой не нравился жених, проплакала всю церемонию, а ночью ходила в одиночестве по садам. После смерти императрицы, в 1741 году, граф Ф. Растрелли начал возводить для правительницы Анны Леопольдовны огромный, в 160 помещений, деревянный Летний дворец за Мойкой. В окружающих садах она встречалась с саксонским посланником графом Линаром, при этом вход в сады посторонним, в том числе супругу правительницы Антону-Ульриху Брауншвейгскому и великой княжне Елизавете Петровне - был воспрещен, ведь сады воспринимались местом интимного уединения.
В первой половине XVIII века прогулки в регулярных садах носили церемониальный характер. Для путешествий и парадных прогулок императрица Елизавета Петровна, любившая роскошь, надевала тяжелые, шитые золотом многослойные платья и «совершала выход», ритуалом и этикетом не отличавшийся от парадного выхода на прием. Для поездки императрицы в Петергоф на однодневную прогулку сопровождавшие её придворные специально шили наряды для прогулок.
В те времена в широких аллеях парадных регулярных парков были на виду все гуляющие. Прогулка, как и пребывание в приемном зале, лишала человека анонимности, мешала душевному отдыху. Поэтому устанавливали высокие «стены» из стриженых кустарников, строили беседки и павильоны, где могли бы уединиться парочки или помечтать одинокий путник.
Елизавета Петровна, запиралась от всех на собственной даче или переодевалась в мужское платье. Желая предоставить анонимность гостям, государыня приказывала дамам и кавалерам в дни пребывания в Петергофе надевать наряды одинакового светло-зеленого оттенка с серебром, чтобы хотя бы на расстоянии они были незаметны.
Как и отец, Елизавета Петровна понимала необходимость озеленения Петербурга. Когда ей досталась усадьба в Смольном, она приказала в 1734 году капитально перестроить дом, развести сад на берегу Невы и выстроить пристань. В 1756 году по приказу императрицы опубликовали разрешение частным лицам гулять в придворных садах по четвергам и воскресеньям.
В саду Смольного для девочек устраивали летом кегли и качели, зимой ставили горы. Посреди газонов били фонтаны. Вырыли два пруда для украшения сада и большой - для купания воспитанниц.
Ha Васильевском острове устроили сад Шляхетского кадетского корпуса. Большой сад старой усадьбы А. Д. Меншикова теперь служил кадетам для прогулок. Для учащихся Академии художеств также разбили сад прямо за новым зданием.
Появилось целое направление в литературе называвшейся «усадебной». Прогулки в садах сделали горожан мечтательными как того и требовала мода на романтизм.
В XIX века создали специальный костюм для путешествия и прогулки, с неизменными элементами, соответствующими этикету. Фасоны зависели от моды, но обязательным был отказ от блестящих украшений; наличие перчаток, шляпы, трости у мужчины, у дам - зонтика и шали. Фасон дамского платья для прогулки вне зависимости от жары предполагал длинный рукав, закрытый ворот или косынку на небольшом декольте.
У кавалера - обязательно галстук. Ткани, кроме девичьего батиста, летом выбирались не блестящие, немнущиеся, пастельные, неброские, без явных узоров, кроме полоски и клетки. Допускалась узкая полоска кружева или воротничок, однотонное шитье. Чем аристократичнее была дама, тем скромнее, темнее был ее костюм. Этикет на прогулках был проще, но и строже, чем на приеме. Особое значение имел поклон, как форма общения: даже император гулял, снимая шляпу перед незнакомыми дамами.
С исчезновением усадебных садов в центре Петербурга, городу для прогулок были предоставлены Юсуповский и Таврический сады, в центре города разведены Румянцевский, Александровский сады, Александровский парк у Кронверка.
В середине XIX века большую популярность у молодежи приобрели прогулки с катаньем на коньках. Были распространены парковые зимние прогулки в санях, которые устраивали на островах, в Таврическом саду, но иногда выезжали в Петергоф и Царское Село. Эти прогулки сопровождались играми в снежки, катанием со снежных и ледяных гор, на коньках и другими развлечениями.