.
Злой рок преследовал дворян Чичериных. Ушли на вону со Швецией бравые молодцы, братья, майоры Фёдор и Иван Андреевичи, их троюродный брат Иван Иванович, да в подмогу им выступили сыновья Фёдора и Ивана – Василий и Иван Фёдоровичи, поручики, да капитан Дмитрий Иванович. Все они в рядах полков русской армии встретили день Полтавской битвы. «И грянул бой, Полтавский бой!..»
Швед, русский – колет, рубит, режет Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон…
В Полтавской баталии погибли все Чичерины (есть свидетельства в «Родословном сборнике русских дворянских фамилий»*1 Руммеля В.В. и Голубцова В.В., т.1-2 – СПБ, 1886-1887.) «О, славный час!..». Победы никто из них не увидел. Вероятно, ни один род в этом сражении не понёс таких потерь. Остался один младший сын погибшего майора Ивана Андреевича, Василий (1700-1793). Службу он нёс в лейб-гвардии Семёновском полку. До 1740 года служил обычным порядком, как вдруг по неизвестным обстоятельствам за год (с апреля 1741 по апрель 1742) получил одно за другим три звания: секунд-майора, премьер-майора и полковника.
В этом чине В.И. Чичерин и был назначен в 1742 году комендантом Полтавы, где в русской могиле павших русских воинов покоились прах его отца, брата и других родственников. Почему мы так много уделили внимания дворянам Чичериным, коменданту Василию Ивановичу? Ответ прост. Дело в том, что полковник В.И. Чичерин был женат на Лукии (Лукерье) Васильевне, урождённой Приклонской (ум. в 1765). А как следует из родословной Пушкина, она его прабабушка по отцу. Её дочь Ольга Васильевна )1737-1802), вышла замуж за полковника артиллерии Льва Александровича Пушкина (его второй брак) и была бабушкой великого поэта*1.
Если о другой бабушке по матери, Марии Алексеевне, ещё что-то известно пушкинистам «о бабушке московской» (хотя она была не московской (но об этом позже), то о Лукерье Васильевне нет ничего. Пушкин тоже, вероятно, мало, что о ней знал, тем более, о её и мужа предках. С тех пор и поныне мало, чем пополнялись наши сведения о них. Не прошли бы мимо поэта бесследно предания о героической гибели под Полтавой пятерых предков, если бы он знал их. Мы не знаем ни о прабабушках, откуда они родом. Как и о Чичериных, чей многочисленный род рассыпался по России.
Министр иностранных дел советской России Г.В. Чичерин приходился Ольге Васильевне Чичериной десятиюродным племянником.
Бабушка поэта – московская ли?
Мнение о том, что Пушкин хорошо знал свою родословную, переходило из одного труда в другой. В некоторых в подтверждение этому приводятся пушкинские строки:
Люблю от бабушки московской Я слушать толки о родне, О толстобрюхой старине…
«Московская «бабушка могла поведать своему внуку «о родне…». Родню мужа Ганнибала она знала плохо. Не до расспросов было: она знала его скверный характер. Скорее всего, разговор с внуком шёл о родне бабушки, Ржевских и их предках. Где же родилась Мария Алексеевна? Как полагает Н.К. Телетова, слово «московская» в отношении её больше указывает на привычки, традиции. А может быть, указывает на то, что бабушка жила в Подмосковном Захарове. Попытаемся проследить ход событий.
В 1739 закончилась четвёртая русско-турецкая война. Российская армия получила долгую передышку. Полки возвратились на свои традиционные «винтер-квартиры». Драгуны в уездные города Курской, Белгородской и Воронежской губерний. Тверской драгунский полк, в котором недавно начал служить прапорщик Алексей Фёдорович Пушкин – прадед А.С. Пушкина по материнской линии – в Корочанский уезд. Стоит вспомнить несколько слов о его жизни. Родился А.Ф. Пушкин в 1710 году.
Отец. Стольник Фёдор Петрович, служил в полку во время Прутского похода, был ранен. «За ранами» уволен в отставку. Был женат на Ксении Ивановне Кореневой, имение которой находилось в Воронежской губернии. Возможно отсюда А.Ф. Пушкин и привёз свою жену. Об этом роде Кореневых Мария Алексеевна ничего не рассказывала внуку Саше, а может быть, ничего и не знала. Алексей Фёдорович Пушкин с 13 лет – паж царевны Прасковьи Ивановны. С 1732 по 1738 учился в Шляхетском кадетском корп. Выпущен в Тверской драгунский полк – прапорщиком.
Когда женился А.Ф. Пушкин, неизвестно. Если предположить, что сын Юрий – первенец, рождение 1743 года, но не позднее 1742 года, или несколько раньше. Известно, что для офицеров XVIIIвека, да и позднее, не существовало такого понятия, как ежегодный отпуск. Разной деятельности «отпуск» можно было получить только с разрешения командира полка по причине болезни, «з ранением», по семейным обстоятельствам (свадьба.
Похороны родителей и родственников). Пушкина с будущей женой Саррой (Софьей) Юрьевной Ржевской познакомил, по всей видимости, её дядя, Квашнин-Самарин – родственник Пушкиных жениху было 25 лет, невесте около 20. Она дочь умершего вице-губернатора Нижегородской губернии (1719-1728) Юрия Алексеевича Ржевского (1674-1729) из древнего, но обедневшего рода. Тверской полк стоял на отдыхе, и Пушкин получил разрешение командира полка жениться. Где гуляли свадьбу, неизвестно.
В течение 1743-1745 годов у четы Пушкиных рождаются ежегодно дети, а в 1745 году – двое, один ребёнок 21 января, другой - в декабре. Таким образом, если жена не жила в расположении полка, то едва ли для того, чтобы «повидаться» с ней, ему каждый следующий за браком год разрешали ездить к ней. А в 1744 даже дважды! Отсюда вывод – Алексей Фёдорович жил с женой Саррой в городе Короче (или близлежащей слободе). И все четверо детей родились здесь. Бабушка, Мария Алексеевна, родилась на Белгородчине! Имея на руках четверых малолетних детей, Пушкин подаёт рапорт об отставке. Отставку ему дали. А чтобы было всё законно, как обычно в таких случаях, написали «по болезнию». В 1746 году семья Пушкиных покидает наш край. Такова версия автора (В.И. Щербаченко).
Что касается вопроса о размещении Тверского драгунского полка в Корочанском уезде, нами были предприняты поиски материалов в государственном архиве Белгородской области. Так как обширный материал по Белгородской губернии XVIIIвека находится в архиве древних актов, найти удалось немного. Их «Книги доимочной приходной семигривенному сбору на расположение полков на 1743 год Корочанской воеводской канцелярии» следует – за период 1731 -1737 годов «на размещение полков» от 4 до 12 денежных сборов с помещиков. С 1738 количество и сумма начинают резко возрастать с 25 до 41 (1740 год) и примерно держится около этой цифры (часть листов книги утрачена, а с 1775 разбивки нет) это свидетельствует о том, что до 1738 брали семигривенный сбор, возможно для содержания оставшегося в резерве эскадрона для заготовки фуража.
Только со следующего года, когда прибыл весь полк, сумма сбора резко увеличивалась. Более подробные материалы размещения тверского драгунского полка предстоит ещё выявить. А бабушка Пушкина имела имение Коренёвка (Покровка) в Липецком уезде, что в двух местах от уездного города Липецка. Так что бабушка Александра Сергеевича Пушкина отнюдь не «московская», возможно, по рождению белгородская.
Подготовил Борис Евдокимов
Пушкинский клуб при Пушкинской библиотеке-музее Белгорода. 2022