Найти тему

Неестественный отбор или О происхождении москвичей (не по Дарвину)

Занимаясь на досуге своим любимым развлечением - серфингом по дзену, я наткнулся на одну любопытную филиппику. Некий автор с болью в сердце написал свое эссе, что «москвичей уже почти не осталось», целые кварталы старых районов пустеют, пожилые москвичи выезжают жить за город или куда подальше, а московская молодежь «включает план «Б», т.е. сваливает. Причем в массовом порядке. В лучшем случае в ближайшее зарубежье, а кто посмелее - и еще далече. Во всякие там Таиланды и прочие Гоа. Я разумеется «тиснул» коммент, где выразил свое недоумение от прочитанного. Ибо по моим наблюдениям Москва отнюдь не обезлюдела, как ни печалится автор той статьи, а скорее наоборот. В метро не продохнуть, даже днем. И даже (вот ужас-то!) и по выходным уже в вагонах не присядешь. На дорогах жуткие пробки, которых меньше не становится. И это при том, что «великие стройки капитализма» в Москве в самом разгаре. Всякие хорды и прочие магистрали прокладываются со скоростью одна трасса в год . А по темпам открытия новых станций и линий метро Москва превзошла самые благополучные советские годы. Тогда была норма - новая линия метро в пятилетку. Сейчас еще одна «ветка» появляется раз в два года, а то и чаще. И это несмотря на всякие прошедшие ковиды и нынешнюю непростую ситуацию. Да и людей просто визуально стало больше. И хотя официальная статистика упорно твердит, что в Москве живет примерно 10 «лямов», ну там плюс минус один-два (три-четыре), неофициально давно фигурируют другие цифры. Что-то около 20, включая область. Москва вдруг внезапно оказалась «резиновой», и ее население увеличивается с быстротой растущего муравейника. Поэтому, как говорится и ежику понятно, что из столицы никто особо не уезжал и уезжать не собирался. Скорее наоборот, народ только прибывает и продолжает прибывать. А учитывая недавнее расширение Москвы (ну относительно недавнее) почти в два раза, когда во времена президентства Дмитрия Анатольевича было принято довольно смелое решение (некоторые считаются его даже волюнтаристским) протянуть границы Москвы вплоть до Калужской области. Ну вот и протянули. А сейчас надо как-то застраивать и заселять эти «новомосковские» земли. Но как говорится аппетит приходит во время еды. Уже озвучены масштабные планы тянуть московское метро до пограничных с ней областей. Пока в виде продления «диаметров», а там глядишь и подземка подтянется. Поэтому не за горами то время, когда сядешь в метро на Охотном ряду, а выйдешь где-нибудь в Туле или Рязани. «И это только начало, Леня!» (как в старой ТВ рекламе).

Когда я написал свой комментарий-несогласие с моими мыслями на этот счет, поднялся гул возмущения. В меня полетели тапки, палки, ветки и даже кое-что похлеще. Если отбросить междометия и непечатные выражения, то смысл, как бы выразиться помягче, тех «эмоциональных возражений» состоял в том, что я ничего не понял. Ведь уезжают коренные москвичи и их отпрыски. А на смену им прибывают «понаехавшие» и даже (кошмар!) - тоже попытаюсь подобрать политкорректное выражение - «лица нездешних национальностей». Хотя с последним утверждением можно поспорить, в офисах и «учреждениях» в основном продолжают полировать стулья «наши», но вот с первым постулатом спорить трудно. Да и зачем?

Для начала предлагаю разобраться с двумя фундаментальными понятиями - «понаехавшие» и «коренные москвичи». Давайте честно признаемся, ну все мы здесь в Москве в основном «понаехавшие». При всех режимах проблемы с работниками в столице решались за счет завоза рабочей силы. Ну не бывает высокой рождаемости в крупных городах. И Москва тут не исключение. Если у кого есть другие примеры - приведите. Я видимо не в курсах. Итак, про миграцию в столицу. Кто-то перебрался в первопрестольную еще при царе-горохе. Из многочисленных окрестных деревенек. А ведь еще чуть более 100 лет назад (ну, условно в начале XX века) граница Москвы проходила по Садовому кольцу. И сразу за «колечком» начинались загородные дачи, усадьбы и поместья. И даже Лев Толстой имел свой дом в Хамовниках, которые в те годы был дачной деревенькой на окраине, а сейчас самый что ни на есть центр (станция метро «Парк Культуры»). Первая волна массового переезда в Москву началась после отмены крепостного права и длилась практически до Первой мировой. Когда освободившиеся крестьяне потянулись за лучшей жизнью в белокаменную. И как могли вливались в городскую среду. Кто в пролетариат, кто побойчее - в купечество, ну а кому совсем не повезло - на дно, к хитровским ворам. Вторая волна накрыла столицу уже после 1917 года. Тогда в Москву стали переселяться жители окраин бывшей империи. Привнеся в город разноплеменной колорит и невиданное ранее этническое разнообразие. Потом началась эра индустриализации и на промышленные гиганты первых пятилеток - всякие там авиационные и автозаводы и иже с ними, начали завозить рабочих. С самых отдаленных мест необъятной страны. Многие оставались в столице после службы в армии и «органах». И эта практика продолжалась до конца советской эпохи. Оставив нам на память непонятный нынешним поколениям термин «лимитчик». Процесс этот остановился только с концом СССР и последующей обвальной деиндустриализации города. Все эти понастроенные на окраинах города «флагманы» тяжелой промышленности быстро прекратили свое существование. На их месте стали возводить торговые центры и жилые кварталы. К примеру, вместо одного из лучших автомобильных заводов страны ЗиЛ сейчас построен жилой комплекс Зиларт. В «винтажных» строениях «образца и эталона» советской текстильной промышленности «Трехгорной мануфактуры» - одноименный бизнес-центр. На месте гигантского станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе - не менее огромный торговый центр со странным названием «Орджоникидзе, 11». Плюс рядышком примостился грандиозный торговый центр «Гагаринский». И таких примеров сотни, если не тысячи по всей Москве. А куда спрашивается делись миллионы рабочих с этих заводов, что 70 лет честно ходили туда на работу? Да никуда они не делись. Нашли другие занятия, другую работу, более видимо нужную в нынешние времена. Ну и разумеется они стали москвичами, как и их детишки. 

Затем наступила новая эпоха. Когда уже и московская прописка стала не нужна. Вернее, как в том известном выражении: «она вроде как есть, но ее вроде как нет». Работодатели сейчас в самую последнюю очередь интересуются где прописан (ну или по современному - зарегистрирован) работник. Гражданство РФ есть? Все ок, оформляйтесь. И началось великое переселение народа. Версия 2.0. В мегаполисы. Во всех миллионниках страны население растет. А в Москве растет запредельно быстро. И здесь непонятно, что первично, а что вторично. То ли рост населения ведет к таким «бешеным» (не побоюсь этого слова) темпам строительства. То ли наоборот, когда относительная доступность московского жилья любого класса (при всяких там льготных ипотеках и прочим конфетках) как мотыльков на огонек влечет в столицу толпы «нью-москвичей». Но, скорее всего, и ни то, и ни другое. Слишком привлекательной остается жизнь в Москве, особенно для амбициозной молодежи. Которая грезит об успешной карьере, причем возможности есть у нее и в самом деле практически в любых сферах. Как говорится, от кино до домино. И стать «москвичом» стало уж совсем просто. Достаточно прикупить квартирку где-нибудь в «нью-васюках», извините, в «Новой Москве», на границе с калужской областью. За вменяемые деньги. И ничего, что ипотека на 30 лет. «Как-нибудь разберемся». И ничего, что до Калуги полчаса езды, а до «старой» Москвы - три. И это в лучшем случае. По выходным, без пробок. Зато с приобретенной квартиркой добывается вожделенное звание москвича. И вся родня, оставшаяся на «малой родине» гордится: «Мишка-то наш, уже Москвич!». И одноклассники завидуют: «Мишка-то из 11-го «Б» в Москву перебрался. В каком-то банке работает. Вроде бы в «золото-платина» «нефть-газ» «мосинвестбанке». И квартиру говорят там уже купил. А был, блин, дурак-дураком. Вечно у меня списать домашку просил». Ну вот так «мечты сбываются». И эта «сбыча мечт» идет массовым широким фронтом. Пока видимо полстраны не переедет в «старую», «новую» и «планируемую» Москву. Ну, а что. Так видимо управлять проще. Все рядышком, под рукой. Только кто, по нынешней терминологии «в регионах» (а по старой - «на местах») работать будет? Вопрос открытый. И очень интересный.

Итак, с «понаехавшими» вроде разобрались. А сейчас поговорим про так называемых «коренных москвичей». Считается , что это те, кто родился в Москве. А еще «круче», если и родители были коренными. Тогда (я сам был свидетелем, и не раз) они с напыщенным пафосом еще более подчеркивают свою исключительность и даже «аристократичность». Ну, прямо как дворяне в конце 19 века. Когда уже и другие материи ценились, но все равно, всякие великие и не очень великие князья друг перед другом бахвалились древностью рода. Лучше если от «рюриковичей». А еще круче, если от «Кия и Щека». И их сестрички «Лебедь». Так и иные «коренные» не устают к месту и ни к месту это как мантру повторять. Хотя, сами, употребляя популярное питерское выражение, «скобари-скобарями». В переводе с их местного диалекта это означает «бескультурная деревенщина» или по-простому «хамло». Разумеется, такие «коренные» не все. Даже далеко не все. В большинстве своем это милые и приятные люди. Но увы, встречаются и «вот такие». Ведь практически в каждом московском доме обитает пара-тройка «алканавтов», которые живут по принципу «с утра выпил - целый день свободен». И при этом, заложив за воротник, начинают бурно кичиться своим московским происхождением, чуть ли не от Ивана Калиты. Ну, а «некоренным» друзьям-товарищам приходится только подобострастно поддакивать и умиляться. Ведь «наш Вася не просто алкаш и собутыльник, он - из «коренных».

Еще одна любопытная тема - география происхождения «коренных москвичей». Москва, как известно, развивалась кольцам. Первым «кольцом» был Кремль. Затем «бульварное» и «садовое» (они появились на месте снесенных защитных городских стен). И обозначали примерные границы города. И хотя Москва продолжала расширяться, еще в 1940-х и 1950-х годах на картах можно увидеть отдельно стоящие «подмосковные» города Кунцево и Измайлово. Сейчас это престижные районы «старой Москвы». Самое мощное расширение города было в 1960-х годах, когда построили окружную дорогу и назвали ее как? Правильно, МКАД. И все, что было внутри «кольцевой» в одночасье стало Москвой. С жителями всех окрестных деревенек, городков и городов. Со всеми этими тушинскиии аэродромами, военными гарнизонами, многочисленными промзонами и рабочими бараками. Все эти Медведковы, Бирюлевы, Марьино-Люблино и прочими Капотнями со своим «великим и ужасным» нефтеперерабатывающим заводом. И кем стали жители включенных в Москву окрестностей? Правильно, москвичами. Причем «коренными». Они же «родились в Москве», верно? С границами по МКАДу город существовал практически до 1990–х. Ну, с небольшой корректурой. К московскому кольцевому «овалу» в 1980-х приписали еще несколько «замкадных» районов - Солнцево-Переделкино, Бутово и пару других территорий. С всеми жителями разумеется. Ну, а про грандиозный «отжим» и передачу Москве всего юго-западного Подмосковья вплоть до Калуги я уже написал. И возникает интересный вопрос. Вот, к примеру, кто-то родился в городе Троицке. Или его родители там родились. В наше время это Москва. Ну или «Новая Москва», кому как милее. Является ли он сейчас «коренным москвичом»? Вопрос, так сказать, на засыпку. Но на самом деле вопрос этот смешной. И бравирование своим «коренным происхождением» ничего, кроме насмешек сейчас не вызывает. Как потешались сто лет назад над дворянами в эпоху российской промышленной революции и становлении капитализма. Достаточно почитать классику тех лет или посмотреть картины художников той эпохи. К примеру, «Завтрак аристократа» или «Сватовство майора». Со «Свежим кавалером» впридачу. Нашего знаменитого художника Федотова. Тот еще юморист был. Поэтому все эти разговоры о «коренных» и «некоренных», о «старых» москвичах или о «новых», бессмысленны и просто смешны. Ведь все мы, живущие и работающие в Москве в нынешних границах просто считаемся «москвичами». Без деления на касты, сословия или тем более классы. Видовое разнообразие - это другая тема. Поближе к Дарвину наверное. Я кстати, не затронул тему «новых москвичей», прибывших к нам из южных сопредельных стран (опять стараюсь подобрать политкорректное определение, чтобы кого-то там не обидеть). Там еще поинтереснее будет. Но это тема для отдельного повествования. Как соберусь с духом, то напишу. А пока ограничусь только нашими соотечественниками. Кстати, как жаловался недавно один «коренной», он в запале как-то упрекнул дворника-гастарбайтера, что вы дескать прете в Москву как тараканы. А тот в ответ сразу парировал, что «да вы все сами когда-то в Москву перебрались». И тот москвич не нашелся, чем возразить. Ведь это и в самом деле так, как бы не хотелось нам в этом признаваться.

Ну, а что нам москвичам остается делать? Да, особо ничего. Жить и продолжать любить свой город. Несмотря на то, что он на глазах превращается в новый библейский Вавилон. И что будет с Москвой через 10, 20 или 30 лет непонятно. «Пути ведь Господни неисповедимы». Будем верить, что мы не превратимся в Токио, где сейчас обитают уже почти 40 миллионов жителей (хотя, как знать, с такими темпами шансы «догнать и перегнать» японцев у нас ну очень хорошие). Но должен же быть какой-то разумный предел в этой гонке мегополисов? Пока в это как-то не верится. От того и грустно.