Найти тему
forceuser

"Асока", обзор 8 серии

Финальная серия «Асоки» вызвала противоречивые чувства. Отрицательные связаны с по-прежнему ленивым сценарием (это в принципе характерно для трёх последних серий сериала), а положительные – с общим настроением данной серии. На сей раз я не стану перечислять сначала недостатки, а затем достоинства, а пойду прямо по сюжету эпизода.

Итак, гранд адмирал Траун продолжает дискредитировать самого себя в статусе гениального стратега. Если помните, в прошлом обзоре я возмущался тем, мол, зачем он отозвал три истребителя, имевшие преимущество в бою против шаттла? И, казалось бы, ну отозвал и отозвал, но нет, в начале этой серии он посылает два СИД-истребителя к предполагаемому месту нахождения джедайского звездолёта.

"Я гениален", думал он, вспоминая, что заказал порцию пирожков у всех трёх Сестёр ночи.
"Я гениален", думал он, вспоминая, что заказал порцию пирожков у всех трёх Сестёр ночи.

В чём здесь стратегия? Я бы ещё понял, если сценарии седьмой и восьмой серии писали бы разные люди, как это часто бывает в случае сериалов, но нет, сценарист тут один – Дэйв Филони, написавший крайне ленивый сценарий и, теперь уже можно это констатировать, откровенно не знавший, что ему делать с сюжетом после финала пятой серии.

Всё действие на Перидии максимально буксует. Даже финал начинается раскачиваться далеко не сразу, хотя конфликт обострён уже несколько серий. Для сравнения:

- финал первого сезона «Мандалорца» начинался сразу с действия, ибо все фигуры были расставлены в предыдущей серии;

- финал второго сезона «Мандалорца» уделил небольшое время вербовке второстепенных героев, после чего перешёл сразу к действию;

- финал «Книги Бобы Фетта» начался с краткой экспозиции, а затем пустился к событиям войны пайков и заглавного героя как к кульминации сериала;

- финал третьего сезона «Мандалорца» по структуре практически идентичен финалу первого – с места в карьер.

В «Асоке» же, несмотря на все заряженные ружья, у сценариста хватает совести вложить в уста Эзры Бриджера фразу: «Асока хочет отправиться за Трауном, как только мы будем готовы». С точки зрения героев (в частности, Сабин и Асоки), Траун может отправиться назад в Далёкую Галактику в любой момент, потому что они не знают, что ему необходимо время на погрузку какого-то груза. Следовательно, какого-либо «как только будем готовы» быть не может в принципе. Эта фраза звучит как обоснование бездействия, потому что никакого активного действия со стороны именно героев, запускающего их раш на крепость Ночных сестёр, не следует.

Манёвр и кадры эффектные!
Манёвр и кадры эффектные!

Сюжет разгоняется в тот момент, когда на шаттл совершают налёт те самые СИД-истребители, отправленные Трауном ранее. Создаётся ощущение, что если бы гранд адмирал не противоречил сам себе, посылая истребители в бой после того, как отозвал истребители из боя, событий финала вообще бы не случилось.

Вернусь чуть назад ради одной придирки: откуда Хьюянг знает Кэнана Джарруса? Я понимаю, что он совершенно точно знаком с Калебоб Дьюмом, который после чистки Джедаев взял себе псевдоним Кэнан Джаррус ради конспирации. Но до чистки этого псевдонима просто не существовало. Если предположить, что это Асока за кадром рассказала Хьюянгу историю Калеба/Кэнана в повстанческий период, то возникает вопрос, почему тогда дроид не знает, что Эзра – ученик Кэнана. Вряд ли бы в своём рассказе Асока упустило это. Ощущение, будто Филони плохо помнит историю собственных героев.

А ведь Хьюянг мог Эзру в пещеры Илума отправить...
А ведь Хьюянг мог Эзру в пещеры Илума отправить...

Итак, протагонисты попадают в крепость, где встречают штурмовиков, после расправы над которыми Сёстры ночи активируют свою магию воскрешения оных. Возникает вопрос: если они изначально обладают такой способностью, то почему не воскресили тех штурмовиков из прошлой серии, которые напали на Сабин и Эзру? Или магия работает только на добровольцев? Или этот приём слишком сложный для частого использования, и потому Траун держит его как козырь в рукаве? Ответов нет.

Сам по себе концепт зомби-штурмовиков не нов (был роман «Штурмовики смерти» от Джо Шрайбера), на экране выглядит достаточно любопытно, но постановка оставляет желать лучшего. В одних сценах штурмовики действительно ведут себя как ожившие мертвецы, т.е. медлительны и неубиваемы, но под финал серии отчего-то становятся статичными зрителями поединка Асоки и Морган, не предпринимая каких-либо активных действий.

Можно мне хоррор с зомби-штурмовиками, пожалуйста?
Можно мне хоррор с зомби-штурмовиками, пожалуйста?

Определённо точно удалась только сцена сражения Эзры и Сабин против воскрешённых тёмных штурмовиков: здесь были и хоррор-элементы, и классическое повреждение мозга как наиболее верного способа уничтожить ожившего мертвеца. В остальном же экшн со штурмовиками (хоть живыми, хоть мёртвыми) – это царапание их световым мечом. Видимо, поставить эти сцены эффектно бюджет не позволяет.

Зато хотя бы дуэли здесь вновь хороши: хореографы и дублёры выдают отличные и зрелищные движения, в этих поединках чувствуется напряжение.

Итак, Эзра с помощью прыжка веры оказывается на «Химере», а Асока и Сабин бросаются на джедайском шаттле в погоню. Здесь остановлю своё внимание на речи Трауна перед прыжком в гиперпространство. Он пытается уколоть Асоку, заявляя, что она идёт по стопам своего учителя и потому предсказуема, ибо Траун был знаком с ним. Опять же, а как Траун обнажил эту черту Асоки, если: а) Траун сам себе противоречил в своей стратегии; б) у Асоки не было никакого плана в принципе. Т.е. как он предугадал то, чего нет, и в чём именно переиграл своего оппонента?

Кредо ассассина: начало.
Кредо ассассина: начало.

Повторюсь, весьма иронично, что если бы Траун не направил в атаку два СИД-истребителя, герои бы не приняли решение мчаться на местных волках до крепости, не вступили бы в бой с силами Трауна, и Эзра бы не оказался на борту «Химеры» как единственный живой свидетель возвращения гранд адмирала в Далёкую Галактику. Вспоминая, что этот приказ Траун отдал в противоречие предыдущему приказу, меня реально начинает переклинивать. Т.е. сюжет случается, когда герои бездействуют, а злодей тупит. Ну, здорово!

В завершении сериала (сезона?) – многоточие... Гранд адмирал Траун прилетает на Датомир, видимо, имея стратегию, ориентированную на магию Сестёр ночи. Для Шин Хати ничего лучше не придумали, чем зачем-то привести к местным рейдерам. Асока с Сабин по факту поменялись с Эзрой местами, но космических китов поблизости нет. А Бейлон Сколл почти дошёл туда, куда шёл, и уже ясно, что это место как-то связано с Отцом и Сыном из арки про Мортис из «Войн клонов». Это, пожалуй, самый интересный зачин на дальнейшее развитие Мандовёрса.

К сожалению, дальше только рекаст...
К сожалению, дальше только рекаст...

Финал мне в целом понравился, несмотря на плохой сценарий последних трёх серий. Для меня очевидно, что после того, как Асока в качестве наставника прошла свою арку, завершив её в финале пятой серии, далее сериалом стали править не герои и их мотивация, а события и сюжет, которые просто должны случиться как бы сами по себе, т.е. в любом случае.

Сабин должна найти Эзру, и она его действительно находит, но между ними ни разу не происходит диалога, который напрашивается в ситуации, когда на кону судьба Галактики. Асока должна переместиться в новую галактику, и она действительно туда перемещается, но дальше не предпринимает ничего, что помогло бы остановить Трауна.

Очумелые ручки.
Очумелые ручки.

Бейлон Сколл должен найти некое мистическое место, ради которого он вообще сюда прилетел, и он действительно находит его, но эту ветку сценарист отодвигает подальше – на второй сезон или полнометражный фильм. Гранд адмирал Траун должен как можно скорее отправиться в Далёкую Галактику, и он действительно отправляется, только тратит целых три серии на… (мне смешно это писать) …погрузку груза.

Дэйв Филони плохо проработал сюжет и сценарий второй половины «Асоки», решив, видимо, что возвращения полюбившихся героев будет достаточно. Только вот эти герои просто присутствуют на экране и ничего больше, по сути, не делают.

Отдельно остановлюсь на морали, которую нам дарит эта серия. Асока в разговоре с Сабин рассуждает о том, что она как наставник должна защищать своего ученика, потому что в отношении неё так вёл себя Энакин. Честно говоря, я не припомню ситуации, когда Асока из эгоизма совершала поступок, сопоставимый с тем, что сделала Сабин. Из-за её (Асоки) действий в качестве командира гибли клоны, и Энакин поддерживал ученицу в связи с этим. Также он единственный, кто не отвернулся, когда Асоку обвинили в теракте на территории Храма Джедаев, и по факту оказался прав. Действия Энакина были направлены на защиту и поддержку Асоки, которая ошибалась в своих умениях, но не в своих моральных качествах. Т.е. аналогия, на мой взгляд, вообще не работает.

Заслуживает ли Сабин прощения или хотя бы понимания?
Заслуживает ли Сабин прощения или хотя бы понимания?

Но работает ли сама мораль? Сейчас я не готов дать ответ на этот философский вопрос, но вынужден признать, что слова Асоки не лишены смысла. Кажется, будто она оставляет Сабин безнаказанной и занимается попустительством относительно многих жизней, что будут отданы в борьбе с Трауном. Но, с другой стороны, а какой выбор был бы лучше? Устранить Сабин прямо здесь и сейчас, как Оби-Ван попытался устранить Энакина, и в итоге сделал только хуже на многие-многие годы? Асока, судя по всему, признаёт собственный промах как учителя и решает исправить его. Именно так мне видится смысл финала сериала (сезона?), в котором за ней с улыбкой наблюдает призрак Энакина, как бы одобряя действия своего бывшего падавана.

Настаивать на правильности моей трактовки и уместности этой морали сейчас не буду. Разберусь с ней как-нибудь в другой раз.

Учитель одобряет.
Учитель одобряет.

Подведу небольшие итоги.

Как я уже сказал, сериал в своей второй половине становится сильно бессюжетным, это его главная проблема. В условиях, когда и так понятно, чем всё кончится, а также в скудных декорациях в виде стен крепости и пустоши последние три серии теряют главное свойство «Звёздных войн»: они перестают увлекать и развлекать.

С точки зрения визуала удались CGI-модели (что не в новинку) звездолётов и ракурсы, с которых их показывают, а также сражения на космических кораблях и поединки на световых мечах. Последние – особенно хороши, тут хореограф постарался на славу. А вот поединки со штурмовиками и, в особенности, с зомби-штурмовиками не раскрывают своего потенциала.

Концепты и дизайны, как всегда, на высоте!
Концепты и дизайны, как всегда, на высоте!

Ведущие герои лично в моём восприятии слабо состыкуются с их версиями из «Войн клонов» и «Повстанцев». Розарио Доунсон, посчитав вечную улыбку Асоки не особенностью анимационного сериала, где все герои постоянно улыбаются, а характерной чертой персонажа, создаёт экранного героя, который лично на меня производит впечатление сумасшедшей женщины, отрешённой от этого мира. Она постоянно улыбается и постоянно ходит/стоит сложа руки, а мне как зрителю трудно ассоциировать себя с ней в связи с этим. Второстепенный герой в моих глазах так и не стал ведущим, несмотря на хорошую сюжетную арку и любопытную мораль.

Мэри Элизабет Уинстед в роли Геры Синдуллы безоговорочно великолепно исполняла партии «со спины» (если вы понимаете, о чём я), но в целом создала на экране образ высокомерной и язвительной героини без какого-либо развития. Гера просто есть. Если бы не идиотизм высших чинов Новой Республики, Синдулле вообще бы не нашлось места в сюжете.

Гера на месте.
Гера на месте.

Наташа Лю Бордиццо в силу сценария играет безответственную дуру, имеющую мало общего с находчивой Сабин Врен из «Повстанцев». Я понимаю, что задача была – показать героя сломленным из-за потери близких, в свете чего желание вернуть Эзру особенно обостряется (и, к слову сказать, момент выбора в четвёртой серии актриса отлично отыгрывает), но как только этот квест завершается и сценарий не знает, что делать с Сабин дальше, персонаж начинает вызывать раздражение.

Рэй Стивенсон в роли Бейлона Сколла – пожалуй, самый интересный персонаж сериала. Учитывая, что его место в сюжете не столь велико (хотя он и отметился в ключевых точках, но всё же его личный квест только наметился), харизма и фактура актёра вытаскивают образ противоречивого Джедая на уровень выше всех остальных. Его ученица Шин Хати в исполнении Иванны Сахно – бревно с глазами.

Интересно, а сколько слов она сказала всего за сезон?..
Интересно, а сколько слов она сказала всего за сезон?..

Гранд адмирал Траун в исполнении Ларса Миккельсена – пожалуй, самый проблемный персонаж из всех вышеперечисленных. Слишком сильно он сидит в сознании многих зрителей как безэмоциональный тактик и слишком много глупостей он совершает на экране при этом. Любой будущий сюжет, который будет идти по стопам классических, т.е., прямо скажем, не слишком логичных «Звёздных войн», будет спотыкаться о восприятие Трауна зрителями. Это Дарту Вейдера простительно вести себя нелогично (он, в конце концов, слишком много полагается на эмоции гнева), а вот расчётливому чиссу – нет.

Эман Эсфанди в роли Эзры Бриджера – светлое пятно в когорте перенесённых из мира мультипликации в мир сериалов героев. И хотя я не понял, с чего взялось его желание не пользоваться световым мечом в седьмой серии и куда оно испарилось в восьмой, но эти претензии вновь следует предъявлять Филони-сценаристу, а не актёру. Эсфанди же уловил тот ненавязчивый позитив и веру в хорошее, которые исходили от Эзры в «Повстанцах», и сумел привнести это в своего героя в «Асоке», не сделав при этом из него улыбающегося дурачка.

Да, чёрт возьми, это тот самый Эзра!
Да, чёрт возьми, это тот самый Эзра!

Дэвид Теннант в роли Хьюянга хорош.

По итогу «Асока» представляет из себя неплохое развитие главной героини при нахождении в стазисе всех прочих действующих лиц и буксующее действо, которое, тем не менее, важно в рамках развития «Мандовёрса».

Не уверен, что Филони стоит доверять писать полноценный скрипт будущего фильма.