Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Травмированная часть не доверяет

От автора: статья продолжает серию материала о травмированной части. О том, почему травмированная часть не взрослеет написано здесь. О ее постоянном возврате в прошлое читайте в этой статье.

Доверяете ли вы этому миру? Людям? Или себе, своему мнению? А моему экспертному мнению будете доверять? Ответьте, пожалуйста, на эти вопросы до того, как начнете читать статью!

Доверие – это форма отношения человека к миру, к себе и к другим. Своеобразная триада, в идеальном варианте согласованная ценностями и смыслами человека, в неидеальном – разбалансированная этими же ценностями и смыслами. Доверие начинается с доверия к миру. Доверие к миру – это базовая характеристика личности, которая закладывается еще в младенческом возрасте, когда родитель показывает, что окружающий мир безопасный, принимающий, поддерживающий. Если мир безопасен, нет необходимости вооружаться для борьбы с ним. Если мир принимает, нет необходимости доказывать свое право на существование, можно просто жить. Если мир поддерживает, нет необходимости избегать его.

Базовое доверие к миру с самого момента рождения приникает во все сферы человеческой жизни. Приникает как глубинное основание для доверия себе и другому в последующем. Именно это базовая характеристика человека и страдает у травмированной части.
Она не доверяет миру априори! Давайте рассмотрим, как и почему это происходит.

При доверии миру человек, сколько бы ему ни было лет, находится в единой с этим миром системе. Он понимает, что этот мир удовлетворяет его потребности и предоставляет возможности для развития. А значит можно активно взаимодействовать и с известным, и с неизвестным, в меру рисковать, проявлять максимум своих способностей, другими словами, уверенно заявлять о себе, не ожидая негативных последствий. Первоначально этот мир представлен близкими людьми, которые и создают безопасную среду, безоговорочно закрывая потребности ребенка в любви, заботе и защите. Любое пренебрежение, идущее от родителя, показывает ребенку его ненужность и отвергаемость, что приводит к ощущение незащищенности. А если уже нельзя чувствовать себя безопасно в самой близкой семейной среде, то как этой среде доверять? Часто родители усугубляют ситуацию своими предписаниями «не доверять миру». Обманут, обидят, накажут, подставят, подведут, позавидуют – такие объяснения можно услышать от взрослого, мир которого небезопасен для ребенка. Но кроме объяснение чужого поведения есть еще и действия самого родителя: невыполненные обещания, несправедливые наказания, обвинения, унижения, отказ поддержать в трудную для ребенка минуту и много-много чего еще становится маркером недоверия.

Российская психология рассматривает доверие к себе через механизм отражения человеком своих ценностей в каждой конкретной ситуации. Другими словами, человек попадая в конкретную ситуацию, ведет себя в соответствии с собственными убеждениями и накапливает либо опыт доверия себе, либо опыт недоверия. Опыт доверия себе складывается из оценки собственных убеждений как уместных в конкретной ситуации, а опыт недоверия, наоборот, как неуместных в ситуации. Психотравма «доказывает» от ситуации к ситуации, что собственные убеждения неправомочные, обречены на провал, что от них проще отказаться, чем следовать по пути собственной независимости. Это явление вне психотравмы называется кризисом, когда старые смыслы теряются, а новые только обретаются. Однако опасность психотравмы в том, что прежние смыслы, и до того бывшие неустойчивыми, утрачиваются, а новых, которые обеспечили бы человеку безопасность, нет и не будет. Мир опасен, ему нельзя доверять! Для примера вспомним человека с паническими атаками, который постоянно контролирует свое состояние, не доверяя возможностям организма и психики с такими атаками справиться. Его основным смыслом в ситуации становится страх возникновения панической атаки, за которую его обязательно осудят окружающие. А может и не просто осудят, но и откажут в помощи, поддержке, бросят на произвол судьбы, оставят одного в беде. При таком ценностно-смысловом регулировании тревоги доверять миру нельзя. И панику остановить тоже нельзя!

Травмированная часть, отказывая в праве доверять себе, может переориентироваться на ценности другого. Что происходит, когда ценности и смыслы другого оказываются важнее собственных? Человек может искать защиту от опасного мира в специфических отношениях, где убеждения другого будут сильнее собственных. В этом случае говорят о нарушенной привязанности, о слиянии или созависимых отношениях.

А если и другому не доверяет травмированная часть? Уход от максимального количества контактов, игнорирование собственной потребности в принадлежности и избегание социальной ответственности. Но в чем-то все-таки нужно обретать смысл? Его можно найти в общении с животными, в предметной, виртуальной или азартной среде, в алкоголе, наркотиках и т. д. До тех пор, пока не возникнет мысль, зачем жить, если не доверяешь никому, и самой жизни прежде всего.

Доверяете ли вы этому миру? Людям? Или себе, своему мнению? А моему экспертному мнению теперь доверяете? Помните, с чего началась статья?

Определить, доверяете ли вы себе, просто. Представьте ситуацию в будущем, с которой вы можете столкнуться в самое ближайшее время, и спросите себя, справитесь вы с ней или нет. Если ответ сразу "Нет" или сомневаетесь, задумайтесь. Если отвечаете "Да", подумайте, что вам поможет справиться. Просто задайте вопрос: «Почему я справлюсь с ситуаций?» Скорее всего и получится найти то убеждение, которое делает вас увереннее. А пока вы думаете над своими сильными сторонами, я вас спрошу: «Почему вы это достижение не переносите в ситуацию неуспеха? Что вам мешает это сделать?» Подумайте и об этом тоже.

Обращайтесь сразу, как только почувствуете необходимость попробовать довериться другому или научиться доверять самому себе!

Вся подборка статей "Психотравмы и сценарии жизни"

Автор: Мартьянова Галина Юрьевна
Психолог, Супервизор, Ресурсный подход

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru