Найти тему

Парасоль и параплюи. "Зонты императриц. Против солнца и дождя" в Музее костюма

День вчера выдался очень дождливый, и я, оказавшись в Павловске по делу, вспомнила о выставке «Зонты императриц. Против солнца и дождя» в Музее костюма. Заглянула на полчаса в северный полуциркуляр Павловского дворца, согрелась и полюбовалась тончайшими кружевными купонами на куполах, изящными ручками из слоновой кости, оригинальными набалдашниками. В этой заметке расскажу о наиболее запомнившихся мне экспонатах.

Зонты и кружевные купоны для зонтов. Выставка «Зонты императриц. Против солнца и дождя» в Музее костюма
Зонты и кружевные купоны для зонтов. Выставка «Зонты императриц. Против солнца и дождя» в Музее костюма

Самый старый зонт на выставке можно увидеть слева от входа в музей ― в витрине с домашним платьем Марии Федоровны, супруги Павла I. Он был изготовлен в 1780-х годах на тульском оружейном заводе. Это предприятие, организованное Петром I в 1712 году для производства боевого, охотничьего и парадного оружия, производило еще и партикулярную (то есть невоенную) продукцию, в том числе зонты. Летом 1787 года Екатерина II во время посещения Тулы приобрела там пять зонтов. Один из них она подарила супруге своего сына Павла ― великой княгине Марии Федоровне.

Зонт. Россия, Тула, 1780-е годы. Шелк, шнур, дерево, кость слоновая, металл. «Зонты императриц. Против солнца и дождя» в Музее костюма
Зонт. Россия, Тула, 1780-е годы. Шелк, шнур, дерево, кость слоновая, металл. «Зонты императриц. Против солнца и дождя» в Музее костюма

Купол этого зонта выполнен из шелка, ручка ― из металла, дерева и слоновой кости.

Зонты императрицы Марии Федоровны
Зонты императрицы Марии Федоровны

Другой Марии Федоровне, супруге императора Александра III, принадлежали два миниатюрных зонта, представленные в основной части выставки. Оба ― французского производства. Наиболее интересным мне показался зонт с синим куполом, украшенный бежевой лентой.

Надпись "Minni" на ручке зонта, принадлежавшего Марии Федоровне
Надпись "Minni" на ручке зонта, принадлежавшего Марии Федоровне

Во-первых, если посмотреть в зеркало витрины, можно увидеть на нем бабочку в тон ленты, а во-вторых, на деревянной ручке крошечными буквами из серебра выложено слово «Minni» ― так называли будущую российскую императрицу в родительской семье, а затем ― в узком семейном кругу уже в России.

Зонт, принадлежавший императрице Александре Федоровне. Шелк, тафта, дерево, металл. Западная Европа (?). Начало XX века
Зонт, принадлежавший императрице Александре Федоровне. Шелк, тафта, дерево, металл. Западная Европа (?). Начало XX века

Представлены на выставке и зонты последней российской императрицы Александры Федоровны: ярко-красный зонт из шелка и тафты и светлый зонт из брюссельского кружева ручной работы.

Зонт, принадлежавший императрице Александре Федоровне. Западная Европа. Начало XX века. Кружево, блестки, тафта, дерево, металл
Зонт, принадлежавший императрице Александре Федоровне. Западная Европа. Начало XX века. Кружево, блестки, тафта, дерево, металл

В этой же витрине можно увидеть набалдашник ручки зонта в виде головы гуся. Он выполнен из золота, стекла и перламутра предположительно мастерами фирмы Фаберже.

Набалдашник ручки зонта. Россия. Начало XX века. Фирма Фаберже (?). Золото, металл, перламутр, стекло
Набалдашник ручки зонта. Россия. Начало XX века. Фирма Фаберже (?). Золото, металл, перламутр, стекло

Еще одна птичья голова на ручке зонта прячется в витрине с мужскими аксессуарами. Зонт был изготовлен в Дании в конце XIX века и остается только гадать, каким чудом фарфоровый набалдашник сохранился до наших дней.

Ручка зонта в виде голо. Дания. Конец XIX века.
Ручка зонта в виде голо. Дания. Конец XIX века.

Оригинальный кожаный набалдашник в виде лапы крокодила украшает ручку мужского зонта начала XX века. Но производитель, имя которого, к сожалению, неизвестно, этим не ограничился: к зонту прилагается чехол в виде крокодильего хвоста.

Зонт. Западная Европа (?). Начало XX века. Шелк, кожа, металл
Зонт. Западная Европа (?). Начало XX века. Шелк, кожа, металл

Тут, наверное, стоит вспомнить, что зонты долгое время существовали исключительно как женский аксессуар для защиты от солнца. После изобретения во Франции в 1715 году механизма для складывания, мода на «парасоль» («para sol» дословно ― «для солнца») постепенно распространилась по всей Европе.

Зонт. Западная Европа (?). Конец XIX-начало XX века. Шелк, кружево, тюль, шнур, дерево, металл.
Зонт. Западная Европа (?). Конец XIX-начало XX века. Шелк, кружево, тюль, шнур, дерево, металл.

В России появление зонтов связывают с именем Петра I, который привез из Голландии первый «зондек» (в переводе с голландского «zonnedek» ― «тент, навес от солнца»). Со временем «зондек» трансформировалось в «зонтик», затем буквосочетание «ик» стало восприниматься как уменьшительный суффикс, и в результате в русский язык вошло слово «зонт».

Зонт слева - Китай, начало XX века. Шелк, кость, дерево, металл. Зонт справа - Западная Европа, 1870-1880-е годы. Шелк, китовый ус, кость. слоновая, металл.
Зонт слева - Китай, начало XX века. Шелк, кость, дерево, металл. Зонт справа - Западная Европа, 1870-1880-е годы. Шелк, китовый ус, кость. слоновая, металл.

Купола солнцезащитных зонтов изготавливали из шелка и полотна, украшали летами, рюшами, кружевными купонами, а их ручки выполнялись из слоновой кости, бамбука, ценных сортов дерева.

Зонт. Россия. Конец XIX-начало XX века. Шелк, газ, дерево, стекло, металл
Зонт. Россия. Конец XIX-начало XX века. Шелк, газ, дерево, стекло, металл

Изобретателем одновременно мужского зонта и зонта для защиты от дождя считается Джонас Хенвей, английский путешественник, экспериментатор и модник. В 1750 году он вместо шелка и кружева натянул на купол плотную темную ткань и начал использовать свое изобретение в дождливую погоду.

Верне Орас. 1815 год. Франция. Париж. Фотокопия с листа альбома "Парижские костюмы 1815 года". Музей костюма в Павловском дворце
Верне Орас. 1815 год. Франция. Париж. Фотокопия с листа альбома "Парижские костюмы 1815 года". Музей костюма в Павловском дворце

На Хенвея смотрели как на чудака: во-первых, зонтики привыкли видеть в руках у дам, во-вторых, от непогоды вполне могла защитить крыша экипажа. Прятаться от дождя под куполом на ручке ― расписаться в своей финансовой несостоятельности и неспособности оплатить услуги кучера. Только в конце жизни Хенвея в 1786 году у его изобретения появились поклонники, а уже к середине XIX века ни один английский джентльмен не показывался на улице без зонта.

Возможно, самые внимательные из вас зададутся вопросом: "А причем тут параплюи, упомянутый в заголовке?" Этим словом во Франции называют зонты для защиты от дождя (от французского «para pluie» — «для дождя»).

Выставку "Зонты императриц. Против солнца и дождя" можно посетить по входному билету в Музей костюма в Павловском дворце с 10.00 до 18.00 в любой день, кроме понедельника. Цена билета 150 рублей.

Если вы еще не бывали в этом музее, от души рекомендую.