День вчера выдался очень дождливый, и я, оказавшись в Павловске по делу, вспомнила о выставке «Зонты императриц. Против солнца и дождя» в Музее костюма. Заглянула на полчаса в северный полуциркуляр Павловского дворца, согрелась и полюбовалась тончайшими кружевными купонами на куполах, изящными ручками из слоновой кости, оригинальными набалдашниками. В этой заметке расскажу о наиболее запомнившихся мне экспонатах.
Самый старый зонт на выставке можно увидеть слева от входа в музей ― в витрине с домашним платьем Марии Федоровны, супруги Павла I. Он был изготовлен в 1780-х годах на тульском оружейном заводе. Это предприятие, организованное Петром I в 1712 году для производства боевого, охотничьего и парадного оружия, производило еще и партикулярную (то есть невоенную) продукцию, в том числе зонты. Летом 1787 года Екатерина II во время посещения Тулы приобрела там пять зонтов. Один из них она подарила супруге своего сына Павла ― великой княгине Марии Федоровне.
Купол этого зонта выполнен из шелка, ручка ― из металла, дерева и слоновой кости.
Другой Марии Федоровне, супруге императора Александра III, принадлежали два миниатюрных зонта, представленные в основной части выставки. Оба ― французского производства. Наиболее интересным мне показался зонт с синим куполом, украшенный бежевой лентой.
Во-первых, если посмотреть в зеркало витрины, можно увидеть на нем бабочку в тон ленты, а во-вторых, на деревянной ручке крошечными буквами из серебра выложено слово «Minni» ― так называли будущую российскую императрицу в родительской семье, а затем ― в узком семейном кругу уже в России.
Представлены на выставке и зонты последней российской императрицы Александры Федоровны: ярко-красный зонт из шелка и тафты и светлый зонт из брюссельского кружева ручной работы.
В этой же витрине можно увидеть набалдашник ручки зонта в виде головы гуся. Он выполнен из золота, стекла и перламутра предположительно мастерами фирмы Фаберже.
Еще одна птичья голова на ручке зонта прячется в витрине с мужскими аксессуарами. Зонт был изготовлен в Дании в конце XIX века и остается только гадать, каким чудом фарфоровый набалдашник сохранился до наших дней.
Оригинальный кожаный набалдашник в виде лапы крокодила украшает ручку мужского зонта начала XX века. Но производитель, имя которого, к сожалению, неизвестно, этим не ограничился: к зонту прилагается чехол в виде крокодильего хвоста.
Тут, наверное, стоит вспомнить, что зонты долгое время существовали исключительно как женский аксессуар для защиты от солнца. После изобретения во Франции в 1715 году механизма для складывания, мода на «парасоль» («para sol» дословно ― «для солнца») постепенно распространилась по всей Европе.
В России появление зонтов связывают с именем Петра I, который привез из Голландии первый «зондек» (в переводе с голландского «zonnedek» ― «тент, навес от солнца»). Со временем «зондек» трансформировалось в «зонтик», затем буквосочетание «ик» стало восприниматься как уменьшительный суффикс, и в результате в русский язык вошло слово «зонт».
Купола солнцезащитных зонтов изготавливали из шелка и полотна, украшали летами, рюшами, кружевными купонами, а их ручки выполнялись из слоновой кости, бамбука, ценных сортов дерева.
Изобретателем одновременно мужского зонта и зонта для защиты от дождя считается Джонас Хенвей, английский путешественник, экспериментатор и модник. В 1750 году он вместо шелка и кружева натянул на купол плотную темную ткань и начал использовать свое изобретение в дождливую погоду.
На Хенвея смотрели как на чудака: во-первых, зонтики привыкли видеть в руках у дам, во-вторых, от непогоды вполне могла защитить крыша экипажа. Прятаться от дождя под куполом на ручке ― расписаться в своей финансовой несостоятельности и неспособности оплатить услуги кучера. Только в конце жизни Хенвея в 1786 году у его изобретения появились поклонники, а уже к середине XIX века ни один английский джентльмен не показывался на улице без зонта.
Возможно, самые внимательные из вас зададутся вопросом: "А причем тут параплюи, упомянутый в заголовке?" Этим словом во Франции называют зонты для защиты от дождя (от французского «para pluie» — «для дождя»).
Выставку "Зонты императриц. Против солнца и дождя" можно посетить по входному билету в Музей костюма в Павловском дворце с 10.00 до 18.00 в любой день, кроме понедельника. Цена билета 150 рублей.
Если вы еще не бывали в этом музее, от души рекомендую.