Одежда членов императорской семьи, роскошные наряды четырех русских императриц, веера, обувь, кружево — все это ждет вас в Музее костюма.
В первом музейном зале привлекает внимание домашнее платье великой княгини Марии Федоровны, супруги великого князя Павла Петровича, будущего Павла I. В таких платьях хозяйки домов встречали гостей во время утренних приемов. Мода на утренние приемы пришла в XVIII веке из Франции. Ее возникновение связано со старинной французской церемонией "леве-дю-руа" — приемом гостей во время утреннего королевского одевания.
Домашнее платье Марии Федоровны состоит из двух предметов: приталенной распашной кофты "карако" с рукавом 3/4 и пышной юбки. Комплект сшит из шелка и атласа, отделан шелковым кружевом, газовыми воланами и искусственными цветами.
Акварельная роспись на юбке выполнена вручную.
Во втором зале музея продолжается знакомство с нарядами Марии Федоровны. В витринах рядом с ее платьями конца XVIII-начала XIX века представлено мундирное платье Екатерины II по форме Морского флота.
"По-моему нет одеяния почетнее и дороже мундира", — писала императрица в письме Потемкину в 1783 году. В начале царствования Екатерина II надевала мужской мундир по разным поводам. Он стал неотъемлемой частью ее гардероба, подчеркивал роль императрицы как правителя и командующего армии, ее статус почетного шефа гвардейских полков и флота.
Ксения Бордэриу в книге "Платье императрицы" пишет, что в конце 1760-х, чтобы соблюсти церковные приличия и избежать сравнений с Елизаветой Петровной, любившей в молодости переодеваться в мужской костюм, Екатерина II отказалась от мундиров в пользу так называемых мундирных платьев.
Мундирные платья состояли из двух частей: верхней распашной части и нижней — исподницы. Цвет и форменное шитье верхней части соответствовали декору и цвету офицерской формы определенного гвардейского полка или флота. Екатерина II надевала мундирные платья на военные смотры, полковые праздники, другие официальные мероприятия.
Одежда для Екатерины II была частью идеологической программы. Для закрепления мифа о своей "русскости" она придумала и ввела в придворный обиход русское платье — платье, сшитое по европейской моде со стилистическими элементами, заимствованными из русских нарядов XVII века.
В витрине можно увидеть придворное русское платье Марии Федоровны из белого шерстяного крепа, в котором сочетается модный силуэт, характерный для стиля рококо, и длинные откидные рукава, напоминающие о боярской одежде.
Интересно, что великая княгиня Мария Федоровна и придворные дамы заказывали русские платья в парижском магазине Розы Бертен, которую называли "министром мод Марии-Антуанетты". Помимо платья, Мария Федоровна всегда приобретала полный комплект аксессуаров: косынку, шарф, пояс, обувь. В среднем на русское платье для великой княгини расходовался 21 метр ткани (18 онов, 1 он=1,18 м).
Схожий силуэт имеет уникальный орденский костюм Марии Федоровны, который она надевала в дни собраний Ордена Святой Великомученицы Екатерины.
Женский Орден Святой Великомученицы Екатерины в 1713 году учредил Петр I в честь самоотверженного поведения своей супруги Екатерины во время Прутского похода. Главой ордена назначалась действующая императрица. Со времен Елизаветы Петровны появился церемониальный костюм для кавалерственных дам, то есть дам, награжденных орденом Екатерины.
В 1797 году Павел I утвердил описание такого костюма в "Установлении для российских орденов". В музее представлено подлинное орденское платье супруги Павла I Марии Федоровны, возглавлявшей Орден с 1796 года до самой смерти. Это единственное орденское одеяние, сохранившиеся до наших дней.
К сожалению, входящие в комплект шляпка, орденская лента, звезда и орденский знак были утрачены. В 2020 году их на основе архивных материалов и сохранившихся музейных образцов воссоздали студенты Государственного института театрального искусства.
На моду рубежа XVIII-XIX веков повлияло увлечение античным искусством. Еще одно платье Марии Федоровны в этом зале иллюстрирует изменения во вкусах: прилегающий силуэт не трансформирует женскую фигуру, а подчеркивает ее естественные формы.
Третий зал музея рассказывает о моде 1800-1820-х годов. Платья "а ля грек" из легких тканей с завышенной талией, которую подчеркивали поясом, отражают увлечение художественным наследием Древней Греции и Рима.
В центре витрины — визитное платье императрицы Марии Федоровны из темно-малинового шелка. В нем она "изволила присутствовать на смотре Польских войск в Варшаве в 1818 году". В это время в Варшаве в должности наместника Царства Польского находился второй сын Павла I и Марии Федоровны, цесаревич Константин Павлович.
К визитному платью прилагаются атласные сапожки со скрытым каблуком и шнуровкой. Правый и левый сапожок шили по одной выкройке, отличить их можно только по шнуровке.
Платья "а ля грек" в суровом российском климате долго не продержались. Платья Марии Федоровны, представленные в следующем зале, показывают, как образ древнегреческой богини в одежде сменился образом неприступной прекрасной дамы. Строгие фасоны, плотный лиф, юбки-трапеции с жесткими обручами и накрахмаленными нижними юбками должны были скрывать телесную красоту.
Верхнюю часть тела старались визуально увеличить, в том числе за счет пышных рукавов-фонариков очень вычурного кроя.
Платьев сохранилось немного. По сложившейся традиции знатные дамы передавали свои туалеты из дорогих тканей представителям церкви для изготовления церковного облачения и пошива одежды священнослужителей. Более скромные платья отдавали прислуге.
В пятом зале демонстрируются платья другой Марии Федоровны — супруги Александра III. На их примере знакомимся с модой второй половины XIX века.
Мария Федоровна, в девичестве датская принцесса Дагмар, обладала безупречным вкусом, любила красивые вещи. Свои наряды она заказывала у ведущих мастеров главных столиц мировой моды — Парижа, Лондона, Вены.
Мария Федоровна и Александр III довольно много путешествовали по России и Западной Европе, где навещали многочисленную датскую родню. Для поездок императрица приобретала специальные дорожные костюмы удобного кроя, пошитые из практичных тканей. Такой костюм мог состоять из нескольких предметов одежды, которые можно было менять в зависимости от погоды и других условий.
Последний зал музея рассказывает о моде начала XX века. В нем представлены образцы бальных, визитных, дневных платьев, веера, шляпки, кружева начала века, а также наряды последней российской императрицы Александры Федоровны.
У Александры Федоровны сложился свой круг портных, у которых она заказывала одежду. Среди них императрица выделяла вещи "от Бризака". Торговый дом "Альбер Бризак" шил одежду и для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, и для Александры Федоровны, и для четырех великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии.
".... при заказе нового платья Александра Федоровна ... всегда интересовалась его ценой и сетовала на дороговизну. Это не было крохоборством, это привычка, впитанная со временем небогатого детства и закрепленная при английском пуританском дворе королевы Виктории".
И. В. Зимин "Взрослый мир императорских резиденций"
Музей костюма располагается в северном полуциркулярном корпусе Павловского дворца (справа, если стоять лицом ко дворцу). Билеты можно приобрести в кассах на Парадном плацу или в терминале при входе в музей. График работы: с 10.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника. Стоимость билета — 150 рублей.