Найти в Дзене

Музей костюма в Павловском дворце

Одежда членов императорской семьи, роскошные наряды четырех русских императриц, веера, обувь, кружево — все это ждет вас в Музее костюма.

В первом музейном зале привлекает внимание домашнее платье великой княгини Марии Федоровны, супруги великого князя Павла Петровича, будущего Павла I. В таких платьях хозяйки домов встречали гостей во время утренних приемов. Мода на утренние приемы пришла в XVIII веке из Франции. Ее возникновение связано со старинной французской церемонией "леве-дю-руа" — приемом гостей во время утреннего королевского одевания.

Домашнее платье великой княгини Марии Федоровны. Франция, 1784 год. Музей костюма в Павловском дворце
Домашнее платье великой княгини Марии Федоровны. Франция, 1784 год. Музей костюма в Павловском дворце

Домашнее платье Марии Федоровны состоит из двух предметов: приталенной распашной кофты "карако" с рукавом 3/4 и пышной юбки. Комплект сшит из шелка и атласа, отделан шелковым кружевом, газовыми воланами и искусственными цветами.

Домашнее платье великой княгини Марии Федоровны. Франция, 1784 год. Музей костюма в Павловском дворце
Домашнее платье великой княгини Марии Федоровны. Франция, 1784 год. Музей костюма в Павловском дворце

Акварельная роспись на юбке выполнена вручную.

Домашнее платье великой княгини Марии Федоровны. Франция, 1784 год. Музей костюма в Павловском дворце
Домашнее платье великой княгини Марии Федоровны. Франция, 1784 год. Музей костюма в Павловском дворце

Во втором зале музея продолжается знакомство с нарядами Марии Федоровны. В витринах рядом с ее платьями конца XVIII-начала XIX века представлено мундирное платье Екатерины II по форме Морского флота.

"По-моему нет одеяния почетнее и дороже мундира", — писала императрица в письме Потемкину в 1783 году. В начале царствования Екатерина II надевала мужской мундир по разным поводам. Он стал неотъемлемой частью ее гардероба, подчеркивал роль императрицы как правителя и командующего армии, ее статус почетного шефа гвардейских полков и флота.

Ксения Бордэриу в книге "Платье императрицы" пишет, что в конце 1760-х, чтобы соблюсти церковные приличия и избежать сравнений с Елизаветой Петровной, любившей в молодости переодеваться в мужской костюм, Екатерина II отказалась от мундиров в пользу так называемых мундирных платьев.

Мундирные платья состояли из двух частей: верхней распашной части и нижней — исподницы. Цвет и форменное шитье верхней части соответствовали декору и цвету офицерской формы определенного гвардейского полка или флота. Екатерина II надевала мундирные платья на военные смотры, полковые праздники, другие официальные мероприятия.

Мундирное платье императрицы Екатерины II по форме Морского флота. Россия 1784/1786 г. Музей костюма в Павловском дворце
Мундирное платье императрицы Екатерины II по форме Морского флота. Россия 1784/1786 г. Музей костюма в Павловском дворце

Одежда для Екатерины II была частью идеологической программы. Для закрепления мифа о своей "русскости" она придумала и ввела в придворный обиход русское платье — платье, сшитое по европейской моде со стилистическими элементами, заимствованными из русских нарядов XVII века.

В витрине можно увидеть придворное русское платье Марии Федоровны из белого шерстяного крепа, в котором сочетается модный силуэт, характерный для стиля рококо, и длинные откидные рукава, напоминающие о боярской одежде.

Интересно, что великая княгиня Мария Федоровна и придворные дамы заказывали русские платья в парижском магазине Розы Бертен, которую называли "министром мод Марии-Антуанетты". Помимо платья, Мария Федоровна всегда приобретала полный комплект аксессуаров: косынку, шарф, пояс, обувь. В среднем на русское платье для великой княгини расходовался 21 метр ткани (18 онов, 1 он=1,18 м).

Русское придворное платье великой княгини Марии Федоровны. Россия, 1790-е.
Русское придворное платье великой княгини Марии Федоровны. Россия, 1790-е.

Схожий силуэт имеет уникальный орденский костюм Марии Федоровны, который она надевала в дни собраний Ордена Святой Великомученицы Екатерины.

Женский Орден Святой Великомученицы Екатерины в 1713 году учредил Петр I в честь самоотверженного поведения своей супруги Екатерины во время Прутского похода. Главой ордена назначалась действующая императрица. Со времен Елизаветы Петровны появился церемониальный костюм для кавалерственных дам, то есть дам, награжденных орденом Екатерины.

В 1797 году Павел I утвердил описание такого костюма в "Установлении для российских орденов". В музее представлено подлинное орденское платье супруги Павла I Марии Федоровны, возглавлявшей Орден с 1796 года до самой смерти. Это единственное орденское одеяние, сохранившиеся до наших дней.

Платье Начальника Ордена Святой Екатерины императрицы Марии Федоровны. Россия, 1790-е. Музей костюма в Павловском дворце
Платье Начальника Ордена Святой Екатерины императрицы Марии Федоровны. Россия, 1790-е. Музей костюма в Павловском дворце

К сожалению, входящие в комплект шляпка, орденская лента, звезда и орденский знак были утрачены. В 2020 году их на основе архивных материалов и сохранившихся музейных образцов воссоздали студенты Государственного института театрального искусства.

Платье Начальника Ордена Святой Екатерины императрицы Марии Федоровны. Детали. Россия, 1790-е. Музей костюма в Павловском дворце
Платье Начальника Ордена Святой Екатерины императрицы Марии Федоровны. Детали. Россия, 1790-е. Музей костюма в Павловском дворце

На моду рубежа XVIII-XIX веков повлияло увлечение античным искусством. Еще одно платье Марии Федоровны в этом зале иллюстрирует изменения во вкусах: прилегающий силуэт не трансформирует женскую фигуру, а подчеркивает ее естественные формы.

Придворное платье императрицы Марии Федоровны. Россия 1800-1801 гг. Музей костюма в Павловском дворце
Придворное платье императрицы Марии Федоровны. Россия 1800-1801 гг. Музей костюма в Павловском дворце

Третий зал музея рассказывает о моде 1800-1820-х годов. Платья "а ля грек" из легких тканей с завышенной талией, которую подчеркивали поясом, отражают увлечение художественным наследием Древней Греции и Рима.

Справа — реконструкция летнего платья в стиле ампир (Ленинград, 1964 год), справа — домашнее платье светлейшей княгини  Иоанны Антоновны Лович (Россия, 1820-е г.). Музей костюма в Павловском дворце
Справа — реконструкция летнего платья в стиле ампир (Ленинград, 1964 год), справа — домашнее платье светлейшей княгини Иоанны Антоновны Лович (Россия, 1820-е г.). Музей костюма в Павловском дворце

В центре витрины — визитное платье императрицы Марии Федоровны из темно-малинового шелка. В нем она "изволила присутствовать на смотре Польских войск в Варшаве в 1818 году". В это время в Варшаве в должности наместника Царства Польского находился второй сын Павла I и Марии Федоровны, цесаревич Константин Павлович.

Визитное платье императрицы Марии Федоровны. Россия, 1820 г. Музей костюма в Павловском дворце
Визитное платье императрицы Марии Федоровны. Россия, 1820 г. Музей костюма в Павловском дворце

К визитному платью прилагаются атласные сапожки со скрытым каблуком и шнуровкой. Правый и левый сапожок шили по одной выкройке, отличить их можно только по шнуровке.

Сапожки к визитному платью императрицы Марии Федоровны. Россия, 1820 г. Музей костюма в Павловском дворце
Сапожки к визитному платью императрицы Марии Федоровны. Россия, 1820 г. Музей костюма в Павловском дворце

Платья "а ля грек" в суровом российском климате долго не продержались. Платья Марии Федоровны, представленные в следующем зале, показывают, как образ древнегреческой богини в одежде сменился образом неприступной прекрасной дамы. Строгие фасоны, плотный лиф, юбки-трапеции с жесткими обручами и накрахмаленными нижними юбками должны были скрывать телесную красоту.

Дневное платье императрицы Марии Федоровны. Россия, 1820-е годы. Музей костюма в Павловском дворце
Дневное платье императрицы Марии Федоровны. Россия, 1820-е годы. Музей костюма в Павловском дворце

Верхнюю часть тела старались визуально увеличить, в том числе за счет пышных рукавов-фонариков очень вычурного кроя.

Бальное платье императрицы Марии Федоровны. Россия, 1824 г. Музей костюма в Павловском дворце
Бальное платье императрицы Марии Федоровны. Россия, 1824 г. Музей костюма в Павловском дворце

Платьев сохранилось немного. По сложившейся традиции знатные дамы передавали свои туалеты из дорогих тканей представителям церкви для изготовления церковного облачения и пошива одежды священнослужителей. Более скромные платья отдавали прислуге.

Придворное платье императрицы Марии Федоровны. Россия, 1820-е.  Музей костюма в Павловском дворце
Придворное платье императрицы Марии Федоровны. Россия, 1820-е. Музей костюма в Павловском дворце
Веер "brisé". Западная Европа. 1820-е годы. Слоновая кость, металл, стразы, шелковая лента. Резьба, роспись.  Музей костюма в Павловском дворце
Веер "brisé". Западная Европа. 1820-е годы. Слоновая кость, металл, стразы, шелковая лента. Резьба, роспись. Музей костюма в Павловском дворце

В пятом зале демонстрируются платья другой Марии Федоровны — супруги Александра III. На их примере знакомимся с модой второй половины XIX века.

Вечернее платье императрицы Марии Федоровны. Франция, 1880-е. Фирма Worth, Paris.  Музей костюма в Павловском дворце
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны. Франция, 1880-е. Фирма Worth, Paris. Музей костюма в Павловском дворце

Мария Федоровна, в девичестве датская принцесса Дагмар, обладала безупречным вкусом, любила красивые вещи. Свои наряды она заказывала у ведущих мастеров главных столиц мировой моды — Парижа, Лондона, Вены.

Вечернее платье императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Фирма "Nicaud. Paris".  Музей костюма в Павловском дворце
Вечернее платье императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Фирма "Nicaud. Paris". Музей костюма в Павловском дворце

Мария Федоровна и Александр III довольно много путешествовали по России и Западной Европе, где навещали многочисленную датскую родню. Для поездок императрица приобретала специальные дорожные костюмы удобного кроя, пошитые из практичных тканей. Такой костюм мог состоять из нескольких предметов одежды, которые можно было менять в зависимости от погоды и других условий.

Дорожный костюм императрицы Марии Федоровны. Австрия, 1890-е. Фирма "Coeln&Usel.Wien". Музей костюма в Павловском дворце
Дорожный костюм императрицы Марии Федоровны. Австрия, 1890-е. Фирма "Coeln&Usel.Wien". Музей костюма в Павловском дворце

Последний зал музея рассказывает о моде начала XX века. В нем представлены образцы бальных, визитных, дневных платьев, веера, шляпки, кружева начала века, а также наряды последней российской императрицы Александры Федоровны.

Каноника П. Портрет императрицы Александры Федоровны. Италия, 1910 г. Мрамор. Музей костюма в Павловском дворце
Каноника П. Портрет императрицы Александры Федоровны. Италия, 1910 г. Мрамор. Музей костюма в Павловском дворце

У Александры Федоровны сложился свой круг портных, у которых она заказывала одежду. Среди них императрица выделяла вещи "от Бризака". Торговый дом "Альбер Бризак" шил одежду и для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, и для Александры Федоровны, и для четырех великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии.

".... при заказе нового платья Александра Федоровна ... всегда интересовалась его ценой и сетовала на дороговизну. Это не было крохоборством, это привычка, впитанная со временем небогатого детства и закрепленная при английском пуританском дворе королевы Виктории".
И. В. Зимин "Взрослый мир императорских резиденций"
Дневные платья императрицы Александры Федоровны. 1900-е годы. Музей костюма в Павловском дворце
Дневные платья императрицы Александры Федоровны. 1900-е годы. Музей костюма в Павловском дворце
Слева — бальное платье (Франция, 1900-е), справа — визитное платье (Франция, 1900-е). Воротник из репса, выполненный методом химического травления. Музей костюма в Павловском дворце
Слева — бальное платье (Франция, 1900-е), справа — визитное платье (Франция, 1900-е). Воротник из репса, выполненный методом химического травления. Музей костюма в Павловском дворце
Дневное платье, Россия, 1910 год. Музей костюма в Павловском дворце
Дневное платье, Россия, 1910 год. Музей костюма в Павловском дворце
Зонт солнечный. Западная Европа. Начало XX века. Музей костюма в Павловском дворце
Зонт солнечный. Западная Европа. Начало XX века. Музей костюма в Павловском дворце

Музей костюма располагается в северном полуциркулярном корпусе Павловского дворца (справа, если стоять лицом ко дворцу). Билеты можно приобрести в кассах на Парадном плацу или в терминале при входе в музей. График работы: с 10.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника. Стоимость билета — 150 рублей.