По легенде в начале "нулевых" Валерий Барыкин шутки ради вклеил фигуру пин-ап-модели, изображенной знаменитым американским мастером этого жанра Джилом Элвгреном в в один из оригинальных советских социальных плакатов. И случилось чудо. Внезапно идейная составляющая ушла, а вся композиция приобрела абсолютно иной эмоциональный заряд.
Так ли это не мне судить. А мифотворчество в художественной среде весьма и весьма поощряемо.
Доподлинно известно, что Валерий Барыкин действительно родоначальник стиля "советский пинап". И картины в этом стиле получили не только широкое распространение, но и заслуженное признание. Это больше чем факт. Так оно и есть на самом деле.
Возможно и был какой то цифровой коллаж, но это было не просто озарение, а долгий творческий путь исканий. Через интерес к искусству соцреализма и советского плаката и одновременно с увлечением американской иллюстрацией, в том числе творчеством Нормана Роквелла.
Барыкин в своих фантазиях добавил то, что в СССР «не было», — сексуальности. Сочетание суровых советских плакатов с фривольностью «девушек в чулках» показалось автору, выросшему в Советском Союзе, «настолько несовместимым и в то же время захватывающим», что он решил посвятить себя этой теме более серьезно.
При этом картины Барыкина не пародия и не подражание американцам, а скорее переосмысление, не побоюсь этого слова. В каждой работе чётко и ясно прослеживаются отсылки к классическим советским плакатам и киноафишам Н. Хомова, Б. Зеленского, С. Дацкевича.
Вероятно в этом "виноваты" годы учебы в Нижегородском театральном училище. Классическое образование оно и в Африке классическое. И именно отсюда, подчеркну, акцент на киноафишах.
Итак Валерий Барыкин готовился стать театральным художником. Но "святые 90-е" вовсе не были святыми и чем только не приходилось заниматься.
С середины 1990-х годов художник активно пробовал себя в различных видах творчества: занимался живописью, графикой, перформансами, полиграфическим дизайном, состоял в различных объединениях нижегородских художников. И продолжал искать себя. И нашёл свой Клондайк.
Художник, повторюсь, не остановился на слепом подражании американским художникам начала и середины прошлого века. Более того, Барыкину счастливо удалось избежать как клюквенности, так и клубничности в своих работах.
Да, намёк на сексуальность безусловен. Более того, он весьма откровенен этот намёк. Но абсолютно без пошлости. По крайней мере на тех работах что встречались мне.
В рамках созданного жанра Барыкин многогранен и неповторим. Вместе с тем художник породил целую плеяду последователей и подражателей разного уровня успешности.
И да, Барыкин успешен. Коммерческие заказы. Плакаты. Открытки. Второй альбом.
Остаётся порадоваться за мастера и пожелать ему, как принято, творческих успехов.
И по мне так на самом деле приятно покупать продукцию, украшенную жанровой сценкой создающей хорошее настроение уже в момент покупки.
Пожалуй я ещё вернусь к творчеству Барыкина. А вы?