Часть 2
Начало - тут https://dzen.ru/a/ZR1gthzyOHslxWqg?referrer_clid=1400&
Вот эти три противоречия – на совести Гончарова. Впрочем, роман от этого не становится хуже, просто мне было трудно понять и принять такой оборот.
В остальном же Обломов – кристально чистый, честнейший человек. Главная его проблема состоит в том, что он верит очень многим людям, верит на слово, не проверяя. И верить-то им, вроде бы, не с чего, и видит-то он, что многие из них – мошенники, ищущие своей выгоды, но верит, потому что сказано о нем – сколько бы раз он ни ошибался в людях, он не разочаровывается в них. Да ведь это перекликается с утверждением А. и Б. Стругацких «Лучше двадцать раз обмануться в людях, чем утратить веру в людей»!
Поэтому в таком качестве – кристалл души чистейшей огранки, несомненное достоинство Обломова, быть может, мешающее ему жить, но оно же и помогает ему. Именно поэтому Штольц и Ольга - оба любят Обломова. Поэтому любовь Ольги раскрашивает яркими красками целый год его жизни, а опека Штольца (урывками) помогает ему восстановить материальное положение и избавиться от мошенников, обложивших его долговыми письмами с помощью бесчестного шантажа и откровенных провокаций. Да и кто бы на его месте не поверил брату квартирной хозяйки, который рекомендует управляющего, как честнейшего человека, которого только потому не берут в управляющие, что он заикается. Ведь Обломов знает, что, действительно, зачастую людям не дают продвижения из-за мелочи, и человек, который заикается, может оставаться в тени всю жизнь, каким он ни будь талантом. И он спешит на помощь – как всё ладно устраивается, и человеку помогает с трудоустройством, и себя от хлопот избавил! Можете ли вы про себя сказать, что вас не обманула бы такая рекомендация? Ведь рекомендовал даже не сосед – почти что родственник - брат женщины, на которой он впоследствии женился!
Обломов не в силах совладать с профессиональными жуликами и сутяжниками.
Штольц – в силах.
Но не спешите осуждать Обломова. Вспомните, мой читатель, о себе драгоценном. Как вы себя оцениваете? Можете ли лично Вы, мой читатель, быть уверены, что справились бы с современным адвокатом, не дали бы себя провести? Будь у вас ценная недвижимость, и будь вокруг вас продувные сутяжники, вошедшие к вам в доверие – не пустили бы они вас по миру? Вспомните, что отца Дубровского подобные люди оставили без средств к существованию и без имения. И мы не стали от этого обвинять отца главного героя романа Пушкина – напротив, мы ему сочувствуем. Обломов ничуть не более глуп, чем Дубровский-отец!
Штольц совладал с мошенниками, но как?
Во-первых, он вынудил квартирную хозяйку подписать бумагу, явно не выгодную ей. Заставил своей настойчивостью. И использовал её покладистость, то, что она в делах не смыслит ничего. Точно так же, как ранее её использовал её братец. Во-вторых, он обратился к какому-то своему знакомому генералу, с которым он был накоротке, и называл его «ты».
Мало?
Да будь у нас с вами чиновник в столичных верхах в ранге генерала – нас бы тоже не окрутил первый попавшийся сутяжник. Вопрос: откуда у Штольца такой знакомый? На «ты» можно звать либо друга детства, либо родственника, либо человека, с которым не один фунт лиха съел, либо подельщика в таких делах, которые располагают к фамильярности. Поскольку Штольц и Обломов росли вместе, и генерал этот не является детским другом Обломова, то он и не детский друг Штольца. Следовательно, это приобретенный с расчетом друг. Быть может, и взятки имели место, или совместное дельце. Как бы то ни было, друг этот был приобретен именно такой деятельностью, от которой Обломов бежал.
От какой же деятельности бежал Илья Ильич? Прежде всего, ему ненавистно было пресмыкание перед начальством. Он готовил себя к деятельности на благо государства, и исключительно по делам своим хотел бы суждений и оценок о себе. Но, придя на службу, увидел, что вся она состоит из заискивания перед начальством, угодничания, из ничего не значащих бумажных дел и прочей пустой деятельности. Начальство он представлял ранее, пока не поступил на службу, как некоего «отца» своих подчиненных, заботливого и справедливого. Он увидел, что ничего подобного нет. Начальство не обладает теми лучшими качествами, которые давали бы ему моральное право быть начальством.
Обломов совершил малозначительную оплошность – отправил письмо не туда. И все вокруг ожидали громов небесных и кар египетских, которые бы спустились на его голову. Обломов избежал этого, сначала представив справку, что он болен, затем подав в отставку.
Была ли эта справка фальшивой, поддельной? Нет! Мы видим из романа, что личный врач Обломова искренне убежден, что ему не надо волноваться: любви, службы и прочих волнений он ему советует избегать по возможности. Он ему советует лишь больше движений – в этом, кажется, он прав – но ограничить советует и их, причем, настаивает на поездке за границу. Не важно, куда – в Париж, в Египет, хоть в Америку! Лишь бы ехать! Видимо, этот врач сам мечтает о таких поездках, да денег нет. Может быть, надеется с каким-то из богатых пациентов оказаться когда-то там. Мы видим, что Обломов поначалу прислушивается к советам врача, но после лишь иронизирует – не в Америку ли еще поехать? Да, говорит врач, точно, в Америку! Обломов справедливо решает, что эта «заграница» только на словах привлекательна, на самом деле нет никакой нужды ехать туда – для поправки здоровья, во всяком случае. Он готов ехать туда заодно со Штольцем, если будет дело, да вот беда: Штольц не очень хочет брать с собой Обломова. Он знает, что Обломов сам не выберется, но уезжает один, берет с него обещание приехать, заранее зная, что это обещание не будет исполнено. Штольц умеет заставить делать Обломова почти всё, что хочет, но вовремя спохватывается, и перестает им управлять, чтобы не сделать, не дай бог, из Обломова такого деятельного человека, который бы уже не нуждался в Штольце. Штольцу Обломов нужен как шут, как выгодный фон, на котором он, Штольц, выглядит матёрым человечищем.
Интересно, что в конце романа Штольц говорит Ольге об Обломове – что это человек, к которому не пристает никакая грязь, что бы с ним ни случилось, и что такие люди чрезвычайно редки на земле. Разговор идет на повышенных тонах, понятно, что Ольга до сих пор любит Обломова, и совсем не так, как Штольца. Тем самым Штольц признает, что Обломов нравственно выше Штольца, а сам Штольц не таков. Да и Ольга не такова. Стало быть, к ним грязь пристаёт.
Но это лишь в конце. На протяжении всего романа Штольц Обломова лишь позорит.
А тут - он выше других, он уникален! Заметьте это, мой дорогой читатель! Обломов – выше нравственно, чем Штольц и чем Ольга, и это они оба признают – и не под давлением улик, ни в качестве тоста юбиляру, а там, где их никто кроме них самих не слышит, и сам Обломов не слышит, что намного важнее для них.
Что можно поставить Обломову в упрек?
Он не женился на Ольге? В этом он совершенно прав. Он написал ей письмо, где объяснил причину. Она не может любить его, это – ошибка. И не надо заходить далеко, а продолжать так – не прилично. Поэтому надо расстаться. Ведь он прав!
Ольга далее всё вывернула так, что он оказался внешне не прав (дескать, разве вы не готовы пожертвовать своим спокойствием, чтобы я была счастлива, а я счастлива сейчас — вот и выбирайте – либо вы низкий лгун и эгоист, или должны мне эту жертву). Под давлением таких обвинений Обломов поначалу удивляется — вот оно как выходит! Но потом он рад пожертвовать собой ради Ольги. Он уже не беспокоится, что потом он будет смешон. Раз Ольга настаивает, что она его любит – в силах ли он спорить с ней? Разве можно его обвинить за то, что он не устоял и вернулся на роль героя-любовника?
Обломов понимает, что для Ольги он староват. Но ведь Штольц – его ровесник! И Штольцу в голову не приходит, что он староват для Ольги! Каков эгоист!
А впоследствии оказалось, что Обломов все же был прав! И Ольга и Штольц признают, что в этом письме всё – правда, и что Обломов всё предвидел верно, и что любовь Ольги к Обломову – ошибка. И Штольц рад внушить это Ольге. Да и сама эта мысль им взята из письма, когда он его прочел первый раз – он тут же сказал ей, что её любовь к Обломову – не любовь, а ошибка!
Где логика? С одной стороны, Штольц говорит, что Обломов ленив и ни на что не способен, с другой – его деятельный ум живо предвидел всё, все расставил по своим местам лучше, нежели могла бы Ольга или Штольц. Штольц ничего предвидеть не может в человеческих отношениях, Обломов видит всё, понимает всё, и действует сообразно тому, что он увидел и понял. Обломов – человек, способный слышать, чувствовать, понимать. Штольц слушает плохо и понимает еще хуже.
И тут оказывается обман. Штольц убеждает Ольгу, что она не любила Обломова. Что это – ошибка, что не было у Ольги такой любви к Обломову, при которой она могла бы и хотела бы стать его женой, при которой была бы в этом браке счастливой.
Это вовсе не так! Ольга, даже расставшись с Обломовым, пронесла эту любовь через всю жизнь! То же можно сказать и про Обломова – он всю жизнь продолжал любить Ольгу.
И другой такой любви в романе мы не видим. Она – чиста, безмятежна и жива. Всякие остальные чувства, рисуемые в романе, натянуты и не столь искренни. (Разве что преданная любовь квартирной хозяйки к Обломову - но она тиха и покойна, не так горяча, и не о такой любви Обломов мечтал, хотя такой любовью был вынужден удовольствоваться).
Автор говорит, что Обломов бездеятелен, и что с ним бы Ольга захирела.
Но вдумайтесь, мой читатель! Ольга, выйдя замуж за Штольца, уехала в деревню. И даже желая навестить Обломова, откладывает поездку на полгода.
А Обломов, оставшийся в Санкт-Петербурге, даже стал изредка посещать театр – со своей квартирной хозяйкой и со всем ее семейством!
Штольц загнал Ольгу в деревню – Ольгу, которая ходила в театры! Обломов стал выводить в театры женщину из простого народа, которой ранее такое даже в мыслях не могло представиться. Штольц ни разу не водится с детьми. Обломов проверяет уроки, он играет с ними и гуляет.
Чья жизнь остановилась? Остановилась жизнь Штольца, а Обломов не только деятельно продолжает свою жизнь, но и выводит на стремнину жизни другую женщину, ранее забитую, темную, не имевшую подобных перспектив даже в самом счастливом сне.
Да, Обломов в одно время прекратил ходить в театр! Но когда и почему? Во-первых, он стал замечать на себе косые взгляды людей полусвета: «кто он Ольге?», и «почему они так часто вместе?» Это – неприлично. Во-вторых, закончились деньги. В-третьих, некоторые пьесы он посмотрел уже пять раз. Ольга недоумевает – абонемент еще не закончился, а он не ходит. А для Обломова это естественно – ведь поездки в театр – это не только расходы на билет. Надо извозчику платить, да и другие расходы, понятные каждому мужчине в обществе дам! А спектакль уже пять раз видел. Разве не естественно в такой ситуации отказаться от театра?
Продолжение следует
А мои фанфики, как всегда, вот тут
Полностью «Мемуары Арамиса» вы можете найти тут
https://litsovet.ru/books/979343-memuary-aramisa-kniga-1
https://litsovet.ru/books/979376-memuary-aramisa-kniga-2
https://litsovet.ru/books/980135-memuary-aramisa-kniga-3
https://litsovet.ru/books/981152-memuary-aramisa-kniga-4
https://litsovet.ru/books/981631-memuary-aramisa-kniga-5
Также в виде файлов эти книги можно найти тут
https://proza.ru/2023/03/11/1174
https://proza.ru/2023/04/25/1300
https://proza.ru/2023/06/20/295
https://proza.ru/2023/08/07/1197
#дАртаньян #ЖелезнаяМаска # Фанфик #Мушкетеры #Атос #Портос #Арамис
Полностью книгу «Д’Артаньян и Железная Маска» вы можете найти тут
https://litsovet.ru/books/979341-dartanyan-i-zheleznaya-maska-kniga-1
https://litsovet.ru/books/979342-dartanyan-i-zheleznaya-maska-kniga-2
Также в виде файлов эти книги можно найти тут
https://proza.ru/2022/11/10/1425https://proza.ru/2023/01/27/1128