Найти тему
Блог Оксаны Сергеевой

Поговорим об учителях?

Читаем повесть Натальи Вишняковой «Виолетта Фиолетовна» (изд. "Пять четвертей")

Двадцать восемь ошибок в итоговом диктанте. Кто виноват? Учитель? Родители? Сам ученик?

Художник Екатерина Колыханова. Издательский дом «Пять четвертей»
Художник Екатерина Колыханова. Издательский дом «Пять четвертей»

Этот вопрос не является центральным в сюжете. Тема ответственности за учебу всплывает только в первой главе повести. Но почему-то именно эту мысль я кручу в голове последние дни. Чья это ответственность, если ребёнок не успевает по предмету? Родителей? Самого ребёнка? Учителя? В каком-то идеальном мире здесь должна быть командная работа: ребёнок понимает свою проблему и много занимается, родители поддерживают и интересуются успехами, учитель даёт дополнительные занятия и следит за прогрессом. В нашей жизни часто так: ученик пережил урок и забыл, у родителей куча работы, а у учителей нагрузка 30 часов и 33 ребёнка в классе. Среди всего этого бывают исключения: есть очень мотивированные дети, много небезразличных родителей и учителей. Но проблема существует. Интересно услышать ваше мнение в комментариях.

Художник Екатерина Колыханова. Издательский дом «Пять четвертей»
Художник Екатерина Колыханова. Издательский дом «Пять четвертей»

Вернусь непосредственно к самой повести.

Сначала мы становимся свидетелями разговора учителя русского языка и литературы с родителями восьмиклассника Дани. Это он допустил в диктанте кучу ошибок, написал «зобор» и «експлуатпция». Учителю важно, чтобы мальчик не получил двойку на ОГЭ, она снимает с себя ответственность, говорит родителям, что они должны все лето заниматься с мальчиком. Типаж понятен. Я понимаю, что в обычной жизни над учителем стоит требовательная администрация, все двойки на контроле. В этой ситуации сложно сохранять спокойствие, но манипулировать учениками и запугивать экзаменами – последнее дело. Дети сами перед ОГЭ и ЕГЭ испытывают стресс, а тут еще взрослый добавляет.

А затем мы знакомимся с Виолеттой Фиолетовной. Что важно ей? Ученик, его личность. Она не унижает своего ученика, она пытается показать ему, что русский язык — это интересно, что язык постоянно меняется, но он является частью нашей жизни. И ей удаётся заинтересовать своим предметом Даню. Он уже на автомате подбирает суффикс дня или заглядывает в словарь.

А что ещё классного в этом учителе? Виолетта Фиолетовна не боится своих ошибок. И это для меня просто высший уровень.

— Так вот. Учитель — это твоя отправная точка. Он нужен до какого-то момента. А дальше ты сам.

Мне не хватило в книге истории этого учителя. Очень хотелось больше портретных характеристик. Увидела на сайте издательства, что есть еще несколько книг в этой серии. Думаю, что там больше раскрывается героиня.

Еще один плюс для меня: впервые встретила в детской книге описание дислексии и порадовалась, что об этом стали писать:

— Моя что? — испугался я. — Это болезнь? Я болен?

— О Боже, конечно, нет! — мама закатила глаза. — Дислексия — это нарушение речевого поведения: письма и чтения. Короче, усложнённые отношения с буквами. И — да, вырожденное.

А каких вы учителей больше встречали? Как первая учительница Дани? Или как Виолетта Фиолетовна?