Во все времена мужи Божии непрестанно пребывали в молитве, полностью сознавая её значение и силу, и понимая, что она столь же необходима для души, как вода и пища для тела. Молясь, человек тем самым свидетельствует, что в смирении признает собственные немощи и доверяет свою жизнь Богу.
Всякое дело во славу Господа непременно нужно начинать с молитвы. Читая Священное Писание, мы видим, что Сам Сын Божий, Иисус Христос, будучи здесь, на земле, находился в постоянном молитвенном общении со Своим Небесным Отцом. После крещения в водах Иордана, когда Дух Святой почил на Нем, Христос отправился в пустыню, где, готовясь исполнить великую миссию, на протяжении сорока дней оставался наедине с Богом в посте и молитве. Накануне избрания двенадцати апостолов Иисус также молился всю ночь. И в Гефсиманском саду в преддверии самого грандиозного события в истории вселенной – Своей заместительной смерти за грехи людей на кресте Голгофы – Он "…находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" Лк.22:44.
В дальнейшем примером Христа руководствовались Его преданные последователи, по молитвам которых Бог сотворил множество чудес. Перед сошествием на них Святого Духа ученики Иисуса молились в течение десяти дней. Когда же наконец наступил день пятидесятницы, они стали единой Христовой Церковью, получившей от Бога силу стать безбоязненной свидетельницей Его любви к грешному миру.
Некоторое время спустя, в ответ на молитвы новорождённой церкви, Господь послал ангела, чтобы спасти апостола Петра из темницы. Нечто подобное произошло и с апостолом Павлом, когда он вместе со своим соратником по имени Сила был заключён под стражу.
"Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его" Деян.16:25-33. Так по молитвам верующих другие люди приходят к Богу.
Апостол Петр однажды, пребывая в молитве, увидел отверстое небо и спускающееся к нему большое полотно, на котором находились различные животные, в том числе и считавшиеся нечистыми.
Повелев Петру заколоть их и есть, Господь сказал: "…что Бог очистил, того ты не почитай нечистым" Деян.10:15, давая понять, что отныне Евангелие должно быть благовествуемо не только сынам народа израильского, но и язычникам.
Пророк Даниил, прочитав слова пророка Иеремии о том, что по прошествии семидесяти лет, проведённых во вражеском плену, иудеи вернутся в родной Иерусалим, взял пост и начал молиться об осуществлении этого Божьего замысла. И вскоре первые сорок тысяч иудеев возвратились на родину.
Те немногие представители еврейского народа, которые жили тогда в разрушенном Иерусалиме, подвергались постоянным нападкам со стороны соседей. Весть о бедственном положении иудеев дошла до их соплеменника Неемии, который в то время был виночерпием персидского царя Артаксеркса. Неемия писал: "И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился, и молился пред Богом небесным" Неем.1:2-4.
На страницах Библии записано великое множество молитв верующих, которые следует брать за образец, и да поможет нам Господь сегодня вдохновиться примером Неемии, молитва которого стала предзнаменованием великого дела – восстановления разрушенных стен Иерусалима.
Неемия молился так: "…Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили – и я и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему. Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: «если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое». Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною. Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего (Артаксеркса)…" Неем.1:5-11.
Первое слово в молитве Неемии: "Господи…". Везде, где в Ветхом Завете встречается слово "Господь”, в подлиннике Писания сказано "Иегова". Имя, которое ни один ортодоксальный еврей не смеет даже произнести. Оно слишком свято. Впервые Бог открылся под этим именем Моисею, подтвердив завет, который Он заключил с Авраамом, Исааком и Иаковом, обещая дать Ханаанскую землю их потомкам. Для того, чтобы это обетование исполнилось, Моисей должен был вывести израильтян из Египта, где они находились в порабощении. Бог открылся с именем Иегова лишь Своему народу, потому что только с Израилем был заключен завет. Исх.6:2-4.
Этим именем Неемия называет Бога, а я убежден, что Иегова Ветхого Завета – это Христос Нового Завета. Иисус Христос – новозаветное имя нашего Господа, и только через Него человек может познать Бога Отца. В Библии сказано: "Он (Христос) есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили, обетованное. Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших; оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови" Евр.9:15-18. "Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное" Кол.1:19-20. "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех..." 1Тим.2:5,6.
Именно Он – тот единственный путь, следуя которым всякий грешник может иметь доступ к Богу. Сейчас Господь готов заключить вечный завет с каждым, кто обратится к Нему в покаянии. "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон" Ин.6:37 – говорит Христос. Чтобы прийти к Богу, необходимо принять Его возлюбленного Сына как Спасителя, "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" Деян.4:12. Лишь выполнив это условие, мы можем быть уверены, что Бог услышит наши молитвы. Христос обещает: "…если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне" Ин.14:13.
О, как должно быть радостно нашему Небесному Отцу, когда Он слышит имя Сына Своего из уст кающегося грешника. Сегодня Дух Святой напоминает нам слова Спасителя: "Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна" Ин.16:24.
Размышляя об этом, я вспоминаю весьма поучительный рассказ времен американской Гражданской войны.
У одного очень богатого человека, банкира, был любимый, единственный сын, который записался в армию Северного Союза. Пока сын воевал, отец начал оказывать помощь молодым солдатам, приезжающим в город, ведь всякий раз, когда он встречал юношу в военной форме, сердце его трепетало. Однако, спустя некоторое время, мужчина стал замечать, что все его средства теперь уходят на благотворительность и совсем не приносят прибыли. Он решил сократить расходы и вернуться к своей основной деятельности. Когда однажды на пороге его кабинета вновь появился изможденный солдат в поношенном мундире, банкир сказал ему: "Друг мой, я очень занят и ничего не могу для тебя сделать. Обратись в соседнюю контору..."
Однако молодой человек продолжал стоять и что-то сосредоточенно искать у себя в кармане. Наконец он передал банкиру засаленный клочок бумаги, на котором простым карандашом было написано: "Дорогой отец! Парень, который придёт к тебе с этой запиской - один из моих лучших друзей. Он был ранен в недавнем бою и отправлен в госпиталь. Прошу, прими его, как самого меня."
Лицо мужчины в миг просветлело, от равнодушия не осталось и следа. Он отвёз юношу в свой особняк, поселил в комнате сына и обеспечил всем необходимым до полного выздоровления. Ещё раз подчеркну: только приняв в своё сердце Сына Божьего, Иисуса Христа, мы получаем доступ к Богу.
Следующий важный факт, который стоит отметить, возвращаясь к обсуждению молитвы Неемии, заключается в том, что его молитва была буквально «пропитана» Словом Божьим. Неемия употребляет такие выражения: "...Боже великий и страшный, хранящий завет... помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря...", и далее цитирует обетование.
Друзья, во время молитвы, находясь наедине с Богом, вы можете открыть Библию и, если так можно выразиться, как бы напомнить Господу Его обещания. Такой подход дает молящемуся смелость. Апостол Иоанн говорит: "И вот какое дерзновение мы имеем к Нему (к Богу), что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него" 1Ин.5:14-15. Свою волю Господь выразил в Священном Писании, соответственно, и молитва, основанная на гранитной скале Слова Божьего принесёт наилучший результат.
"Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили – я и дом отца моего." Здесь мы видим постоянство Неемии в молитве: "... я теперь день и ночь молюсь пред Тобою..." Бог поощряет терпеливое ожидание, усердие и неотступность человека.
Христос, убеждая Своих учеников, что "…должно всегда молиться и не унывать" Лк.18:1, рассказал им притчу о вдове, которая, проявив настойчивость, смогла получить помощь даже от неправедного судьи "…который Бога не боялся и людей не стыдился" Лк.18:2.
Помимо настойчивости Неемия явил и смирение. Он исповедовал грехи народа своего, причисляя к ним и себя самого. Во всей Библии мы не найдём ни одного слова о грехах Неемии, и все же он говорит: "...согрешили – и я и дом отца моего."
Пророк Даниил, молясь за иудеев, также говорил: "Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво..." Дан.9:5. Не приходится удивляться, что Бог щедро благословлял этих столь преданных Ему людей, ведь Он "…гордым противится, а смиренным дает благодать" Иак.4:6.
Эта истина также находит отражение в одной из притч Иисуса Христа: "Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей (представитель одного из религиозных течений того времени), а другой мытарь (сборщик податей). Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" Лк.18:10-14.
Друзья, если мы желаем, чтобы наши молитвы были услышаны, нам необходимо смириться перед Богом. Мытарь вышел из храма оправданным, потому что, не считая себя достойным, надеялся лишь на Божью благодать и милость. Тогда как фарисей, который гордился своими добрыми делами, лишь добавил к собственным грехам надменность и самолюбие. Господь говорит: "Если Я заключу небо, и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровою язву на народ Мой, и смирится народ Мой, (заметьте - это самое первое условие) - который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их" 2Пар.7:13-14.
Вместо того чтобы критиковать сложившееся положение вещей, поступим, как повелевает Слово Божее, и, присоединившись к молитве Неемии, скажем: "Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей, и уставов, и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему." Увидев наше искреннее покаяние, Бог даст нам духовное пробуждение, в котором мы все так нуждаемся.
Ведь грех непослушания Божьему Слову является главным препятствием в молитве. "...если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то, хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас, и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое" - говорит Господь. Грех разлучает нас с Богом, а покаявшись, мы можем вновь воссоединиться с Ним. Псалмопевец Давид утверждал: "Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь" Пс.65:18.
Когда-то моя мама получила письмо от одной женщины, которая писала, что у нее появилось сильное желание приблизиться к Господу, однако после долгих и настойчивых молитв, ей стало казаться, будто бы она, наоборот, все дальше отдаляется от Него. В отчаянии женщина решила спросить Бога, нет ли у неё какого-нибудь неисповеданного греха, и тут же вспомнила, что однажды солгала своей матери. Как видите, Господь ответил, показав ее грех. Христос говорит: "...если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам" Ин.15:7.
В заключение хочу напомнить. Неемия имел совершенно определенную нужду, которую четко изложил в своей молитве: "благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего”. Он желал на время получить свободу от занимаемой при дворе должности, и отправиться в Иерусалим, чтобы помочь своим собратьям вновь отстроить разрушенные стены города. Казалось невероятным, что правитель может его отпустить, но Неемия обратился к Богу, Который силён совершить любое чудо, и получил просимое. Да, Господь отвечает нам, когда наши просьбы четко определены.
Однажды, когда Христос, сопровождаемый большой толпой народа, подходил к городу Иерихон, Он услышал, как кто-то кричит: "…Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу" Лк.18:38-43. Конкретная просьба – получение исцеления – прославление Бога.
Может быть, кто-то из вас, друзья, подобно этому слепому, мечтает прозреть? Если так - просите Бога, чтобы Он открыл ваши духовные глаза, и вы взором веры смогли увидеть Иисуса Христа, распятого за ваши грехи, и принять Его как личного Спасителя. Пусть это будет ваша первая определенная молитва, на которую вы получите ответ.
Ярл Николаевич Пейсти