Найти в Дзене
Ultimatum Boxing

Рокки на нуле

Алексей Алёхин вспоминает самый плохой фильм о Рокки Бальбоа и находит в нём что-то хрупкое и красивое, специально для Ultimatum Boxing

В фильмах про самого известного кино-боксёра на удивление плохо с боксом. А самого Сталлоне бокс как таковой интересовал мало. «Герой мог бы печь хлеб или чинить велосипеды. — говорил Слай про первую часть франшизы. — Бокс — метафора. Жизнь — это бой, жизнь — это гонка».

«Бокс — метафора. Жизнь — это бой, жизнь — это гонка»
«Бокс — метафора. Жизнь — это бой, жизнь — это гонка»

Первый «Рокки» был хорошей историей про маленького человека, который доказывает, что он — не пустое место. Благодаря мотивирующему заряду и подъёму самого Слая — лузера, который, как и его герой, неожиданно вылез в звёзды — фильмы про Рокки многие воспринимают как образцовые про бокс. При этом сложно вспомнить бои, поставленные хуже, чем в I-V частях. Как фильмы о боксе «Жирный город» или «Бей в кость» работают лучше, потому что их делали люди, которые понимали и любили бокс. В них больше точности, больше полутонов, но… лобовой метод Слая так эффективен, что даже боксёры любят «Рокки», несмотря на все ошибки.

Каждая часть через историю героя фиксировала состояние Слая в определённый момент жизни
Каждая часть через историю героя фиксировала состояние Слая в определённый момент жизни

Худшим фильмом серии считается «Рокки V». Это единственная часть, которая провалилась в прокате, её сильнее всего ругали, а сам Сталлоне позже признался, что сделал фильм (тут он сценарист и исполнитель главной роли) из жадности. А кто бы устоял перед гонораром в $15 млн? В 2008 году журналист Джонатан Росс попросил Сталлоне дать оценку каждой части по десятибалльной шкале. Первая получила 10, третья с мистером Ти — девятку, а II и IV — по 7,5. Пятой Слай дал 0.

Каждая часть через историю героя фиксировала состояние Слая в определённый момент жизни. Пятая вышла в 1990-м, когда популярность Сталлоне стала падать. Ему исполнилось 44 года — в те времена критический возраст для героя боевика. Рокки в фильме теряет своё состояние, возвращается жить в бедный район, но оживает, когда начинает тренировать тяжа-проспекта Томми Ганна. Правда из-за этого забивает на свою семью и 14-летнего сына. До «Кридов», это единственный «Рокки», где герой не боксирует в ринге, зато, хм, ну типа дерётся на улице.

Причёска, правда, другая, но зато герой несколько раз повторяет коронную фразу Дона «Только в Америке!»
Причёска, правда, другая, но зато герой несколько раз повторяет коронную фразу Дона «Только в Америке!»

По фильму видно, как Слай работает с боксёрской фактурой. Здесь появляется могущественный промоутер — Джордж Вашингтон Дюк, срисованный с Дона Кинга. Дон был на виду уже больше 15 лет, но в 80-е окончательно стал одним из самых известных людей в США. Причёска, правда, другая, но зато герой несколько раз повторяет коронную фразу Дона «Только в Америке!». Ученик Рокки Томми Ганн (пусть его и играет белый Томми Моррисон) явно навеян Майком Тайсоном. Ганн даже становится «самым молодым чемпионом мира в тяжёлом весе». А во флэшбэках старый тренер Рокки Микки Голдмилл внезапно начинает говорить про страх. И эта речь очень-очень похожа на интервью Каса Д'Амато 1985 года, вскоре после дебюта Тайсона в профи. Короче, Слай просто берёт самые растиражированные сюжеты из СМИ и немного адаптирует их под себя.

Насколько плох «Рокки V»? Ну, он безусловно плох, но с точки зрения бокса и общей логики не особо уступает предыдущим частям
Насколько плох «Рокки V»? Ну, он безусловно плох, но с точки зрения бокса и общей логики не особо уступает предыдущим частям

Мир «Рокки V», как и большинства других частей, — это условное пространство, как мюзикл или балет. Ни Сталлоне, ни режиссёр Эвилдсен не заморачиваются с точностью. Фильм начинается почти сразу после боя против Ивана Драго из предыдущей части, но за несколько дней сын Бальбоа вырос на 5 лет, а дом, куда Рокки возвращается — не тот, из которого он уезжал. По этой же логике снята уличная драка Сталлоне с Моррисоном, когда боксёр-тяжеловес начинает использовать броски-суплексы и странные подсечки как из рестлинга. Объяснение простое: драку поставил про-рестлер Терри Фанк. Все пять фильмов Слай выдавал за бокс то драку качков, то рестлинг.

Насколько плох «Рокки V»? Ну, он безусловно плох, но с точки зрения бокса и общей логики не особо уступает предыдущим частям. Сама история, конечно, плоха, — но не хуже хитового «Рокки IV». А местами даже хороша — тем, что Слай попытался уйти от формулы «Рокки против абсолютно нереального суперзлодея». Думаю, фильм провалился, потому что мрачноватый и травмированный Рокки не очень-то вписывается в оптимистичный дух франшизы, где даже проигрывая, ты вроде как побеждаешь.

Но как бы я не ворчал по поводу ошибок и нелепиц, серия «Рокки» остаётся грандиозной штукой, про которую интересно писать. За 47 лет здесь сложилась своя вселенная с камео боксёров от Фрейзера до Андрэ Уорда и ситуациями взятыми из реальности. Да, художественный метод Слая напоминает дирижирование кувалдой, зато простые ходы помогают впечатать его фильмы в массовое сознание. И даже в самом неудачном «Рокки V» есть свои удачи.

Во-первых, Ричард Гант отлично изображает Дона Кинга. Да, стиль «Рокки V» довольно карикатурный, но в реальности публичный образ хитрого Кинга и был смоделирован как карикатура. Во-вторых, здесь есть Томми Ганн в исполнении Томми Моррисона — тупой и жестокий парень из захолустья со сладкой физиономией и причёской как у певца из бойс-бэнда. Не самый редкий типаж для американского бокса 80-х, но диковинка для России, где боксёры почти всегда хмурые.

Стиль «Рокки V» довольно карикатурный, но в реальности публичный образ хитрого Кинга и был смоделирован как карикатура
Стиль «Рокки V» довольно карикатурный, но в реальности публичный образ хитрого Кинга и был смоделирован как карикатура

Сам Моррисон был типом талантливым и отбитым. На момент выхода фильма у него было 24-0 в профи, позже он побеждал Джорджа Формана, но остальные принципиальные бои в карьере проиграл. Моррисон сидел в тюрьме, побывал двоежёнцем и, как многие боксёры, часто влипал в абсурдные истории. Например, в 1994 году пошёл в полицию внести за друга залог, но возле участка подрался и был арестован. Главной страстью Томми были женщины. Об их количестве ходили легенды, но осторожностью боксёр не отличался. Уже в 19 лет он был отцом двух детей, а в 1996-м его бой был отменён из-за положительного теста на ВИЧ. Тем не менее, Моррисон дрался по ММА в индейских резервациях и провёл три боя в боксе. А ещё он увлёкся псевдонаучными теориями: уверял, что ВИЧ не вызывает СПИД и отказывался принимать лекарства. Зато вставил грудные импланты, чтобы выглядеть более мускулистым, а про язвы на руках говорил, что его комары покусали. Томми умер в 44 года, а последний год жизни провёл, прикованным к постели.

Ну и последняя деталь. В фильме сына-подростка Рокки играет настоящий сын Сильвестра Сэйдж. Ещё одно доказательство крепкой связи автора и персонажа. Когда в 2006 году Слай выпустит куда более удачный и точный с точки зрения бокса «Рокки Бальбоа», роль уже взрослого сына там исполнит актёр Майло Вентимилья. Сталлоне боялся, что люди сочтут обиду Бальбоа-младшего, который «живёт в тени отца», отсылкой к реальным отношениям с сыном.

Сталлоне боялся, что люди сочтут обиду Бальбоа-младшего, который «живёт в тени отца», отсылкой к реальным отношениям с сыном
Сталлоне боялся, что люди сочтут обиду Бальбоа-младшего, который «живёт в тени отца», отсылкой к реальным отношениям с сыном

В 2012 году тело Сэйдж обнаружат в его доме. Вообще первенец Слая был довольно тихим малым, но у него нашли 60 пустых банок из-под опиоида гидрокодона и вокруг его смерти стали ходить теории, что он продавал запрещённые вещества. Тем не менее, официальная причина — сердечный приступ из-за коронарной болезни сердца. Смерть 36-летнего Сэйджа Сталлоне и 44-летнего Томми Моррисона делают сцены с их участием грустнее и хрупче, чем они задумывались.

Еще больше интересных статей о боксе на сайте Ultimatum.Store.

#ultimatumboxing #ultimatum #экипировкадлябокса