Найти тему

ТОП-10 ошибок, мешающих комментаторам поумнеть

Интересно, но в одной и той же теме меня обвинили одновременно и в пропаганде нестандартных движений, и в их дискриминации. Что тут поделаешь - в таких темах каждого может стриггерить что-то своё, глубинное, отрицаемое и пугающее.

Так или иначе, ни к пропагандам, ни к дискриминациям я отношения не имею. Я, скорее, наблюдатель, исследователь. И, постоянно сталкиваясь с негативом в своих даже юмористических заметках о собственной жизни, я вспоминаю то, чему училась много лет назад.

Нам действительно зачастую бывает сложно понимать друг друга. Но почему, если мы все - взрослые люди, умеющие слушать и говорить?

10 феноменов, мешающих людям понимать друг друга

Проводя много времени в интернете, сначала на форумах, затем в чатах, я научилась абстрагироваться от конкретных личностей. Мы можем прочитать комментарий человека в одной теме и абсолютно с ним не согласиться. А в комментариях к другой статье мы вдруг осознаём, что этот человек с нами на одной волне.

Поэтому, постепенно я перестала связывать комменты с их автором. А после этот навык сильно пригодился мне в профессии психолога, когда, слушая рассказ клиента и сталкиваясь с тем, что противоречит моим ценностям, я могу всё равно принимать человека таким, какой он есть.

Но этим навыком владеют не все. И вот что мешает правильному пониманию друг друга.

1. Заранее заданные установки, оценки и убеждения наблюдателя, существующие до реально процесса оценивания.

Например, в описании моего канала есть информация о том, что я - патопсихолог с биполярным аффективным расстройством. Так уж повелось, что не специалисты в области психиатрии и психологии воспринимают информацию о психических заболеваниях как о серьёзных интеллектуальных нарушениях или даже извращениях.

На самом деле, конечно, это не так. Если говорить конкретно о биполярке - это заболевание скорее способствует развитию интеллекта, т.к. в гипоманиакальные эпизоды ты обучаешься больше и быстрее. А депрессивные эпизоды после их прекращения возвращают когнитивные процессы на своё обычное место.

Но если я пишу какое-то своё личное мнение, или рассказываю о не слишком приятных, но научных фактах, многие спешат отмахнуться от этого под предлогом "да ты всё равно психбольная, как тебе можно верить".

Это и есть заданные установки наблюдателя. Ещё не начав читать мою статью человек убеждает себя, что она написана глупым человеком.

2. Сформированные стереотипы.

-2

Первое впечатление основывается на социальных стереотипах.

В статье, приведённой в начале, есть упоминание ЛГБТ. И тут уже у кого какие стереотипы сработали.

Стереотип — это устойчивое представление о людях или явлениях, свойственное представителям различных групп ввиду скудной информации о данном человеке или явлении.

Кому-то ближе гонение ЛГБТ, кому-то - их защита. И, хотя в моих словах нет ни того, ни другого, т.к. эта тема для меня абсолютно не наполнена эмоциями, стереотипы читателей вынудили их обидеться. Разумеется, каждого - на свой личный стереотип, согласно той социальной группе или течению, к которому он себя относит.

3. Ещё до получения полной достоверной информации о неизвестном нам человеке, мы стремимся как можно скорее сделать заключение о его личности.

-3

Зачастую это суждение носит ошибочный характер.

Если я пишу про с@кс - люди делают вывод, что я озабоченная извращенка, у которой никогда не было мужика. И не важно, что я замужем и у меня трое детей (получается, непонятно откуда взявшихся). Важно как можно скорее сделать вывод.

Если я ставлю собачку в слове с@кс меня обвиняют в пуританской скромности прежде, чем я объясню, что это сделано не из-за моего страха перед словом, а из-за моего страха перед фильтрами Дзена.

Когда людям кажется, что я пишу что-то неправильное, мне тут же пишут, что я необразованная баба. Приходится объяснять, что два мои высших образования, увы, противоречат их скорым выводам.

Людям сложно оставаться в состоянии неизвестности. Потому они вынуждены торопиться с выводами.

4. Структурирование личности собеседника происходит безотчётно.

-4

Лишь определённые черты личности формируют целостный образ. В то же время всё, то не входит в рамки этого образа, не воспринимается и отбрасывается.

Например, в моей статье, полной эмоций, многие сделали вывод, что я неадекватная мамаша, которая вечно скандалит со всеми, кто перешёл ей дорогу. То есть эмоциональность неожиданно сравнялась с неадекватностью, истеричностью, чрезмерной импульсивностью. Читатели решили, что именно это и составляет мою личность.

Но, конечно же, человек многогранен, и у каждого человека, полноценно существующего в обществе, любой недостаток компенсируется достоинствами.

5. Эффект «ореола».

-5

Однородность личности собеседника преувеличивается воспринимающим партнёром. Так, одно благоприятное впечатление об одном качестве способно распространяться на все другие сферы жизни и качества.

Эффект ореола срабатывает не во всех ситуациях, а лишь в тех сферах, которые являются по-настоящему важными. Если собеседник превосходит оценивающего в какой-либо значимой для него области, он автоматически начинает переоценивать его во всех сферах деятельности. То же самое происходит и в случае недооценки неизвестного человека.

Ещё одной особенностью эффекта ореола является ошибка, связанная с восприятием внешности собеседника. Если собеседник обладает приятной для оценивающего внешностью, он воспринимается как более умный, добрый и интересный человек. Если же внешность неприятна для оценивающего, ему приписываются негативные черты характера.

Запускается эффект ореола и в случае, когда мы попадаем под влияние фактора «отношения к нам». Если мы чувствуем, что человек относится к нам хорошо, мы воспринимаем его значительно умнее, справедливее, лучше, чем если наоборот.

6. Проецирование.

-6

Человеку свойственно приписывать другому те черты, которыми обладает он сам. При этом у оцениваемой личности данные черты характера могут отсутствовать.

Например, когда мне истерически с кучей матов и восклицательных знаков пишут о том, какая я злая истеричка, а я в это время просто валяюсь на диване под мультики и пролистываю ленту - это тот момент, когда люди включают проекцию собственных эмоций и состояний, переносят их на собеседника.

7. Первичность или первое впечатление.

-7

Самая первая информация о незнакомом человеке влияет на дальнейшее отношение к нему. Первичную информацию крайне сложно опровергнуть, ведь она является крайне существенной и малозабываемой.

Если в момент знакомства человек находится в не лучшем расположении духа, то и дальнейшее впечатление о нём будет в основном негативное.

То есть по большей части влияет даже не то, с какими эмоциями и в каком настроении я пишу. Важно, в каком настроении находится читатель при знакомстве с моими заметками.

8. Нежелание прислушиваться к мнению других.

-8

Человеку свойственно в своих суждениях опираться на собственные впечатления, нежели ориентироваться на установки окружающих его людей.

Нередко бывает, что я напишу научный факт, который, казалось бы, уже нет смысла ставить под сомнение. Но находятся люди, которые в комментариях пытаются мне доказать, что я сочинила бред.

И совсем не важно, что сочинила это не я, и что у этого есть куча подтверждённых экспериментов. Собственные суждения всегда перевешивают.

9. Несмотря на накопление новой информации о человеке, мнения о нём не меняются со временем.

-9

Люди, обидевшиеся на меня в одной статье - продолжают обижаться и в других. И сами статьи уже значения никакого не имеют. Важно лишь то, что в одной теме они уже решили, что я достойна лишь их порицания.

10. «Последняя информация».

-10

Полученная последней информация о человеке способна в корне изменить мнение о нём. Если о человеке и сформировано положительное мнение, последнее негативное проявление может перечеркнуть всё хорошее, что было ранее, и заставить воспринимать его только в отрицательно ключе.

Например, у меня были подписчики, которые в начале моего блоггерского пути читали и поддерживали мои статьи, а потом сильно огорчались, если вдруг находили в моих словах что-то, несостыкующееся с их понятиями о жизни. Им казалось, будто их предали, будто я была такая хорошая, но вдруг что-то во мне сломалось и я стала плохая.

Феномены придуманы не мною. Их выделила Людмила Дмитриевна Столяренко - доктор философских наук, кандидат психологических наук. Автор классических учебников по различным отраслям психологии.