Дизель-электрическая подводная лодка С-56 — заслужила спокойную старость.
Согласитесь, досадно, отправлять одну их самых результативных подлодок времён Великой Отечественной войны и первую советскую субмарину совершившую кругосветку в утиль? Неудивительно, что в В 1975 году С-56 переоборудовали в музей и поставили на вечную стоянку возле штаба Тихоокеанского флота на Корабельной набережной Владивостока...
Но в дань уважения боевому кораблю и его экипажу, стоит рассказать историю легендарной подлодки. Тем более, что 4 кормовых отсеках подлодки лишились оригинальной обстановки и превратились в экспозиционные залы, отлично иллюстрирующих боевой путь С-56. Тем, кому только интересна исключительно фабула публикации и не интересна история, можно смело листать в конец.
Лодка проектировалась голландским КБ NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw («IvS») согласно заданию Советского Союза. Это же бюро также работало над проектированием подводных лодок для Германии, которой в то время запрещалось иметь подводный флот и вести независимые исследования.
Изначально лодки этой серии даже назывались «тип Н» (Немецкая), но с 1937 года были переименованы в «тип С» (Средняя). Важно отметить, что проект нельзя считать исключительно немецким, поскольку он был адаптирован и доработан в СССР с использованием отечественного оборудования.
Лодка С-56 была заложена на верфи № 194 в 1936 году и строилась в два этапа. На втором этапе готовые секции доставлялись по железке на верфь № 202 во Владивостоке, где проводилась окончательная сборка. Подлодка была спущена на воду 25 декабря 1939 года. К моменту вступления в строй 20 октября 1941 года она считалась одной из самых передовых в мире.
Подводные лодки серии «С» — это небольшие корабли подводным водоизмещением 1090 тонн, относились к полуторакорпусному типу смешанной клёпано-сварной конструкции. Подводная лодка имела хорошую живучесть, которая обеспечивалась разделением на семь герметичных отсеков. Лёгкий корпус – сварной, прочный корпус — на заклёпках.
Основные характеристики:
Длина лодки — 77,7 м, ширина корпуса — 6,4 м.
Скорость — 19,5 узла, подводная — 8,7 узла.
Предельная глубина погружения — 100 метров.
Автономность плавания — 30 суток.
Экипаж — 42 человека.
Вооружение — шесть 533-мм торпедных аппаратов (4 в носу и 2 в корме), а так же 100-мм артиллерийское орудие и 45-мм зенитная пушка.
Во время военных действий С-56 выполнила все свои боевые задачи на Северном флоте. Однако её боевая служба началась в далеком Владивостоке осенью 1941 года, где в те годы было относительно тихо. В течение почти года командир лодки Григорий Щедрин отправлял рапорты в Москву, просив перевести его на фронт, но получил отказ.
А вот к осени 1942 года на Северном флоте возникла критическая ситуация, и возникла необходимость перебросить дополнительные силы с Дальнего Востока. Решено было переместить 6 подводных лодок с ТОФ на Северный, включая Г. Щедрина, который должен был отправиться вместе с лодкой С-51.
Дизель-электрические лодки того времени имели ограниченную автономность плавания и не могли пройти Северный морской путь без ледоколов и конвоя. Поэтому было принято смелое решение - отправить лодки долгим маршрутом.
Эти корабли должны были плавать вдоль берегов Камчатки, Аляски, Канады и США, а затем через Панамский канал, обойти Северную Америку и двигаться вдоль восточного побережья США и Канады, прежде чем достичь Северных границ СССР. На определенных участках пути союзники должны были предоставить советским кораблям топливо, ремонт и охрану.
Переход был завершен 8 марта 1943 года, и С-56 была включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. До конца войны она продолжала атаковать вражеские корабли вдоль побережья Норвегии и после войны осталась служить на Северном флоте.
С-56 совершила свой исторический переход в надводном положении по Северному морскому пути с 10 июля по 5 октября 1954 года. Этот путь включал остановку в бухте Тарья на Камчатке, а затем поднятие флага во Владивостоке, что сделало её первой советской подводной лодкой, обогнувшей земной шар.
В 1955 году С-56 была исключена из боевого состава флота и использовалась в учебных и технических целях до 1975 года.
9 мая 1975 года, в день 30-й годовщины Победы, С-56 была установлена как музейный корабль на Корабельной набережной города Владивостока.
Когда лодка отправилась в боевой поход из Владивостока в 1942 году, многие сомневались, что она сможет вернуться, так как ранее подобные путешествия не совершались. В то время не существовало современных навигационных систем, и карты были устаревшими.
С-56 должна была пересечь 2 океана и 9 морей без сопровождения и защиты в сложных погодных условиях.
Враги пытались атаковать её дважды, а она также пережила сильные штормы и получила повреждения, вынуждая идти на ремонт. За годы военной службы С-56 совершила 8 боевых походов, атаковала 13 раз и выпустила 30 торпед, потопила 10 вражеских судов и нанесла повреждения ещё 4. На неё было сброшено более 3 000 глубинных бомб.
Экипаж также выполнил успешное задание по высадке разведывательной группы на норвежском побережье в глубоком тылу противника.
С-56 была самой успешной советской подводной лодкой во Второй мировой войне по количеству успешных операций. За свои заслуги, 31 марта 1944 года, С-56 была удостоена ордена Красного Знамени и 23 февраля 1945 года ей было присвоено звание гвардейской лодки.
Вот, один из подвигов её экипажа:
Вечером 16 мая 1943 года подводная лодка «С-56» из серии IX-bis, под командованием капитана-лейтенанта Григория Ивановича Щедрина, патрулировала район позиции № 4 около мыса Нордкин. Уже утром 17 мая, вблизи мыса Нолнес, субмарина заметила 2 танкера и транспорт, двигающиеся на восток под охраной сторожевых кораблей.
С-56» выпустила торпеды из носовых торпедных аппаратов, прицелившись в транспорт и один из танкеров, надеясь поразить обе цели. Одна из торпед достигла парохода «Вартеланд» (3678 брт), но не взорвалась. Другая торпеда атаковала танкер «Ойроштадт» (1118 брт), перевозивший 1280 тонн горючего. Танкер быстро потонул, оставив позади пламенеющую нефть на поверхности воды. Это позволило «С-56» скрыться на глубине до того, как немецкие охотники — «Uj-1206», «Uj-1212» и тральщик «M-343» начали охоту.
Немецким охотникам удалось установить гидроакустический контакт с «С-56», и они преследовали ее в течение 6 часов, сбрасывая 60 глубинных бомб на безопасном расстоянии от лодки. При последнем сбрасывании они наблюдали взрыв, что свидетельствовало, возможно, о потоплении субмарины.
Скоро после этого подводники «С-56» всплыли на перископную глубину, чтобы увидеть результат своей атаки: огромный столб дыма. Это было все, что осталось от танкера. Похожую картину увидели советские разведывательные самолеты, летавшие в этом районе. Когда «С-56» прибыла в Полярное утром 29 мая, ее встретили с торжественностью. Необходимо отметить, что атака «С-56» 17 мая 1943 года осталась единственной успешной атакой советской подводной лодки во Второй мировой войне, когда одним торпедным залпом были атакованы два объекта, хотя одна из торпед не взорвалась. Утверждения о «дуплете» от других командиров подлодок впоследствии не подтвердились.
Думаю, здесь есть чему поучиться! Подобные музеи не только знакомят с историей страны, но и при этом отлично окупаются. Немного кощунственно говорить о деньгах в формате сохранения истории, но что поделать, если сейчас рентабельность проекта — это основное, на что смотря инвесторы.
А сколько ещё, подобных экспонатов можно поставить? Взять хотя бы Лунь в Дербенте и Лунь, стоящий на территории завода Красное Сормово... Я уже не говорю, о пылящихся в степях Буранах!
Вместо заключения — музей отличный, единственное, что огорчает, тот факт, что 4 кормовых отсеках превратили в выставочные залы. Информационные стенды нужны, но их вполне могли бы разместить и снаружи.
Свежие выпуски нашей редакции — теперь доступны и в Telegram
Хочешь помочь продвижению наших статей здесь? — подпишись на Дзен