Гаджеты или кто в семье змей искуситель.
О чем это? (о нарушении границ)
Это немного о ребенке, о границах, о правилах, о договоре, о статусе, об ответственности и самостоятельности. И всё это о гаджетах.
Сначала о ребенке.
С самого рождения, особенно в период интроекции, от 0 до 1 года, ребенок воспринимает очень много невербальной информации. Впитывает, как губка, всю информацию о мире вокруг, воспринимает, как видеокамера, всё что попало в объектив органов восприятия. Позже, ребёнок учится понимать слова и сравнивает, то что родители ему говорят ртом, с тем что родители показывают невербально. Проверка на соответствие слов и дел.
Теперь о границах.
Теперь о том, что ребенок впитывает. Ребенок впитывает границы и начинает ещё с утробы матери. Где я и где матка. Вот я родился и где я, а где уже не я. А вот эта рука перед лицом это я или уже не я? Ребенок научился передвигаться и у него появилась граница кроватки. И так далее.
Часть задач, по установке границ, самостоятельно выполняет ребенок, до трех лет. Еще часть, с трех лет - родитель или значимый взрослый. Каждый этап роста = новые границы. Если на каком-то этапе у ребенка не появилось границ - получится безграничный ребенок.
Безграничный ребенок - это ребенок, который не знаком с собой, миром и людьми в нём. Ребенок который не знает, "докуда можно" и что может произойти, если перейти границу, имеет шанс выжить и вырасти в безграничного взрослого.
Граница - это то, что делит мир на две части.
Зачем делить мир на две части, на до и после, на тут и там? Граница - это вопрос выживания и безопасности. Безопасно тут и опасно там.
Теперь о правилах.
Правильно - это в соответствии с какими-то правилами.
Что-бы было в соответствии с чем-то, нужно сначала это что-то создать (Помните про границы? Вооот.). Создать эти правила, границы, докуда Льзя. Как выглядит мир без правил? Бесправно и неправильно. (А еще безгранично, да.)
Правильно или не правильно создавать границы? Учить ли ребенка жить соблюдая чужие и свои правила и границы? Или не учить и пусть он растет, плюя на правила и границы. Учить ли ребёнка защите своих правил и границ? Что безопаснее для родителей, научить этому ребенка самостоятельно, в подходящем возрасте, или разрешить это сделать другим, незнакомым людям из социума. (Да пугаю, да манипулирую страхами.)
Ребенок, границы, безопасность, правила и наконец...
Договор.
Что такое договор? Многие видели юридический документ, так вот - то же самое. Основные части любого договора :
1 - Стороны договора: Кто ты и кто они? - имя и статус.
2 - Предмет договора: О чем мы договариваемся?
3 - И самое важное, то, без чего договор перестает быть договором - это ответственность сторон.
Ответственность - это способность самостоятельно исправлять последствия своего выбора.
Теперь о вишенке на торте. Что родители очень хотят увидеть в детях и то от чего они детей оберегают? Очень кратко.
О самостоятельности.
А сможет ли ребенок созреть во взрослого, самостоятельного человека, без границ безопасности и без почвы ответственности? Сможет ли ребенок выйти из семьи в одиночное плаванье, на своем корабле и держать нос по ветру ?
Теперь про гаджеты.
Помним о ребенке, границах, безопасности, правилах и договоре.
Вопросы звучат так:
- Дорос ли ребенок до самостоятельности и ответственности? Как он научится самостоятельности и ответственности ?
- Чей это гаджет, родителя или ребенка? Кто несет ответственность за гаджет?
- Кто несет ответственность за происходящее? Кто владелец и кто определяет границы и правила пользования гаджетом ?
Подсказка: Это телефон того, кто учится самостоятельности - неся ответственность за телефон, в соответствии с договором, в который включены определенные родителями правила, являющиеся границами безопасности для ребенка.
И при чем тут змей искуситель ?
Змей искуситель - это тот, кто подстрекал первого человека Адама и его жену Еву нарушить заповедь - границу, докуда можно и куда нельзя.
Так чьи это гад-же-ты, и кто-же-гад в вашей семье ?
Автор: Синанов Денис Лазаревич
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru