Для осуществления медицинской деятельности кабинеты должны соответствовать требованиям СанПиН, которые регламентируют месторасположение, формат отделки, площадь и оснащение кабинетов для осуществления медицинской деятельности. Без этого не выдадут официальную лицензию и возникает угроза для пациентов, медицинского персонала.
Регламентирующие лицензирование документы
Подготавливая помещение к лицензированию, рекомендуется учитывать стандарты СанПиН 2.1.3678-20, а также стандарты для оснащения медицинских кабинетов. Все они перечислены в приложениях к Порядкам оказания медицинской помощи населению – конкретно по каждому профилю медицинской деятельности. Также нужно учитывать нормы документов:
- закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации № 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- приказ Министерства здравоохранения РФ № 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям";
- приказ Министерства здравоохранения РФ № 557н “Об утверждении Правил проведения ультразвуковых исследований”;
- приказ Министерства здравоохранения РФ № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению";
- СанПиН 2.1.3678-20 об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Требования к оснащению для лицензирования кабинета
Оснащение кабинетов для организации медицинской деятельности должно выполнять определенные эпидемиологические требования, к которым можно отнести:
- Общие стандарты оснащения медицинских кабинетов: освещение, мебель, лекарственные препараты в наличии;
- Отдельные стандарты для организации имеющихся медициснких инструментов, расходных материалов и целевой техники;
- Международные, национальные и локальные стандарты для лабораторного медицинского оборудования: расходники, посуда, вещества.
От помещений, в которых осуществляется медицинская деятельность, требуется соответствие в вопросах планировки, которая по медико-санитарным нормам Минздрава не допускает сопоставление «грязных» и «чистых» потоков. Такой подход гарантирует стерильность медицинских помещений. Общие требования к оснащению помещений регламентируют важные моменты:
- Инвентарь;
- Размещение элементов освещения;
- Вентиляционная система;
- Коммуникация;
- Отопление;
- Конструктивные особенности отделки: потолки, полы, перекрытия;
- Имеющийся инвентарь;
- Медикаменты и вещества.
Особенности медицинских кабинетов различного профиля
Все указанные параметры оснащения помещения могут немного отличаться в зависимости от специфики медицинских услуг, которые будут оказываться. Допускаются дополнительные требования в вопросе ухода и содержания, а также иных критериев отбора.
Медицинский процедурный кабинет
Процедурный кабинет есть в составе практически любой медицинской клиники. В нем оказывают широкий спектр услуг, профиль которых будет зависеть от учреждения. Согласной общей инструкции, главными задачами медсестер являются:
- Ввод инъекций;
- Инфузионная терапия;
- Измерение температуры и давления у больных.
Для надлежащего исполнения должностных инструкциях медсестры, помещение должно быть оснащено широким спектром инструментов и расходных материалов. Детальные требования могут завесить от специфики работы отделения и учреждения.
Также в помещении должна быть подходящая мебель:
- Столик для осмотра;
- Процедурный стол;
- Винтовой стул;
- Шкаф для содержания медикаментов и растворов;
- Шкаф для препаратов первой помощи;
- Кушетка, ширма.
Для ускорения работы медсестры важно оснащение кабинета столом, стулом и тумбой для документов.
Гинекологический кабинет
Кабинет для гинекологического осмотра должен быть разделен на три зоны:
- Для ожидания.
- Для осмотра.
- Для временного размещения посетителя.
Площадь помещения для осмотра должна быть более 18 м2. У врача должно быть организованно рабочее место. Также пространство требуется для медсестры. Требование включает наличие письменного стола, стульев и кресел для размещения работников и пациентов.
Значимым считается наличие манипуляционного стола для хранения инструментов, кушетки и кресла для проведения гинекологического осмотра. Вся установленная мебель, а также оборудование и инструменты должны соответствовать общим стандартам – быть надежными и исполнять целевые функции.
Педиатрический кабинет
Для педиатра и медсестры, которая помогает на приеме, требуется оснщение письменным столом, креслами и стульями. Помещение должно подходить под запросы грудных детей. Мебель – функциональна, компактна и проста в обслуживании. Нужен шкаф, в котором будет находиться документации и расходники. Требуется стол для осмотра маленьких детей и кушетка.
Учитывается наличие базовых инструментов, которые необходимы во врачебной работе: шпатели, градусники и перчатки. Также требуется лента для измерения, тонометр, весы, ростомер и др. Весь набор регулярно стерилизуется и сохраняется в медицинских пакетах одноразового назначения.
Педиатрическое помещение должно быть изолировано, проветриваемо и освящено согласно стандартам. В нем обязателен контроль температуры воздуха и влажности.
ЛОР-кабинет
Как и другие форматы медицинского обслуживания, отоларингология продолжает совершенствоваться. Помещение должно быть герметично отделано. Внутри необходима вентиляция и все базовые коммуникации: электричество, водопровод и канализационный вывод.
Из мебельного оснащения обязательными считаются:
- Рабочий стол для персонала, занимающегося медицинской деятельностью;
- Стул и кресла;
- Стол для размещения инструментов;
- Шкаф для лекарств;
- Если подразумевается прием грудных детей – столик для пеленания.
Внутри помещения требуются информационные плакаты. Важно наличие базового набора инструментов и техники. Точный список будет зависеть от выполняемых процедур.
Стоматологический кабинет
При оказании стоматологических услуг должен соблюдаться минимум по количеству и формату помещений для медицинской деятельности:
- Зона для приема посетителей медицинской организации;
- Смотровая зона;
- Комната для медицинских работников;
- Туалет;
- Кладовая зона.
В одном медицинском кабинете не разрешается принимать детей и взрослых, даже если осмотр выполняется по раздельному графику. Помещения должны быть отделены друг от друга.
В стоматологическом кабинете обязательно наличие двухсекционной или двух полноценных раковин: одна используется для обработки рук медицинского персонала, другая – для медицинского оборудования. Однако, если имеется зона для стерилизации, то допускается наличие одной раковины.
Медицинский кабинет УЗИ
Из общего регламента для оснащений УЗИ-кабинетов можно выделить:
- Наличие раковины и смесителя с подачей горячего и холодного водоснабжения;
- Если планируется исследование пациентов детского возраста, то допускается наличие игрушек и отвлекающих декоративных элементов;
- Если ожидается урологическое исследование, то может быть установлен видуар.
У входа в рентгенологический или МРТ-кабинет должна быть яркая вывеска с останавливающей надписью. Она должна загораться в процессе работы медицинского аппарата. В помещениях не разрешается использовать отделку из керамической плитки.
Расположение в здании
В многоквартирных домах нельзя обустраивать медицинские кабинеты следующего формата:
- Лаборатории для микробиологического исследования;
- Помещения для фтизиатра;
- Помещения для медицинской терапии людей с алкогольной или наркотической зависимостью;
- Помещения для приема пациентов с инфекционными болезнями.
При этом разрешается обустройство в многоквартирном доме кабинете с МРТ-аппаратами, но раздельно от квартир. Также на подобных условиях допускается размещение рентгена-стоматологических аппаратов.
Помещения для рентгеновского обследования могут находиться в поликлиниках, интегрированных в жилые дома. Однако по вертикальной или по горизонтальной линии по отношению к кабинетам не должно быть жилых квартир. Рентгены могут размещаться в пристройки к жилому зданию, в рамках цокольного этажа – при этом обязательно наличие отдельного выхода. На этаж выше не должны находится душевые или другие подобные помещения, из которых на аппарат может протечь вода.
Медицинские кабинеты могут быть обустроены на цокольном или подвальном этаже. Если нет окон для освещения и проветривания, то обязательно наличие источников света и вентиляции. Без окон могут быть следующие помещения:
- Кабинет для медицинских консультаций;
- Кабинет для физиотерапии;
- Зуботехнический кабинет;
- Медицинские аборатории с площадью не более 10 м2;
- Процедурные кабинеты для МРТ;
- Комнаты с медицинской оптикой;
- Помещения площадью менее 100 м2, которые находятся в торговых центрах;
- Комнаты для медицинского обслуживания в компаниях, которые не занимаются лечением как целевой деятельностью.
Отсутствие естественных источников освящения допускается из-за формата планировки или размещения на подвальном этаже.
Отделка
Основные требования для лицензирования:
- Покрытие стен и полов не боится влаги;
- Перекрытия и тех. отверстия не доступны для вредителей;
- Напольные покрытия без трещин;
- Процедурные и операционные – полностью отделаны керамической плиткой.
В медицинских помещениях обязательна регулярная уборка и санитарная обработка.
Вентиляция
Требуется, чтобы все коммуникационные элементы были обустроены в закрытом формате. Батареи – открыты, чтобы их можно было обработать. Все остальные элементы – также скрыты.
В здании, в котором находится кабинет, должна быть обустроена приточно-вытяжная вентиляция с побуждением естественного или механического формата. Общие требования к проветриванию медицинских помещений:
- Для операционных и кабинетов рентгенологического обслуживания – отдельная система вентиляции, без обратной связи со смежными кабинетами;
- В перевязочных и процедурных комнатах вентиляция должна работать без перебоев (во время простоя разрешено снижение нагрузки на 50%);
- Во всех кабинетах, исключая класс чистоты А, требуется наличие форточки и каналов для проветривания.
Если помещение для медицинского обслуживания находится в многоквартирном здании, то по требованиям лицензирования его вентиляция должна быть обустроена отдельно от жилых квартир.
Лицензирование и его этапы
Выдача лицензии медицинского кабинету производится в несколько этапов:
- Экспертная проверка и выдача заключения о состоянии помещения;
- Выдача сертификата органом санитарного надзора;
- Процедура получения лицензионного разрешения.
Для лицензирования лицензиату требуется подготовить значительный пакет документации и направить его в проверяющий государственный орган.