Найти тему
Упрямый рок

Когда кончились Uriah Heep

Кен Хенсли. Магазин «Союз», 11 апреля 2009 г.
Кен Хенсли. Магазин «Союз», 11 апреля 2009 г.

Я помню их исторический концерт в декабре 1987 года. Был сильный мороз, и пройдя даже небольшое расстояние от метро «Проспект мира» до «Олимпийского», я почти одеревенел. К счастью, в советское время зрителей запускали в фойе сразу, не выдерживая часами в очереди на вход.

Событие вызвало во мне два ощущения. Первое – невероятность происходящего. Кругом советская власть, а я на концерте Uriah Heep. Всего за два года до этого такое было фантастикой. Второе – досада, что UH «неправильный». Увы, фраза Сади «иных уж нет, а те далече» была актуальна еще тогда.

Главную часть правильного UH я увидел в 2009 году в магазине «Союз» на Страстном бульваре. Перед своим московским концертом Хенсли проводил там автограф-сессию. С тех пор у меня High And Mighty с росчерком пера, написавшего Sunrise, The Easy Road и другие нетленки.

Когда фэны рассосались, Хенсли согласился дать интервью корреспонденту газеты «Труд».

– Музыка Uriah Heep была на основе английской народной, – блеснул знаниями журналист. – Как вам удалось соединить ее с роком?

– На основе английской народной? – у Хенсли отвисла челюсть. – Впервые об этом слышу.

Реакция Хенсли на заявление, что музыка Uriah Heep была на основе английской народной.
Реакция Хенсли на заявление, что музыка Uriah Heep была на основе английской народной.

Корреспондент смутился, поняв, наверное, что не нужно было читать журнал «Ровесник». Тем не менее, некоторые его вопросы были по существу:

– Когда, на ваш взгляд, Uriah Heep кончились как группа?

– Началом конца был уход Гари Тэйна. И полностью – после ухода Байрона.

Услышав это, я обрадовался. Не тому, что группа кончилась, а тому, какую важную роль, оказывается, Хенсли отводил Гари Тэйну. Я всегда восхищался игрой этого басиста, начиная еще с Keef Hartley Band, а уж в UH он раскрылся по полной. Пять альбомов, записанных с его участием в 1972-1974 гг., великолепны. Но крайне редко я встречал меломанов, даже поклонников UH, которые выделяли Тэйна.

Гари не был технарем, «дать Пасториуса» он не смог бы. Его сила заключалась в другом – чувстве формы и невероятной музыкальности. Мелодичные басовые линии, выстроенные контрапунктом к главной теме, создавали ощущение полифонической картины. При этом он не упускал главную функцию бас-гитары – ритмическую: все опорные ноты у него были на месте.

Звукоизвлечение у Тэйна было четким и свободным, отсюда разнообразие оттенков баса: он мог играть увесистым звуком (например, в Rainbow Demon), мог острым, отрывистым (в We Got We), мог мягким, с безупречным сустейном (затуханием), как в большинстве вещей. Но всегда точно попадал в настроение каждой песни. Его партии можно слушать отдельно от основной музыки, и они весьма интересны.

На компакте Demons And Wizards есть бонус-трек – Why. В аннотации сказано, что не установлено, кто исполняет в этой песне убойную басовую партию – Кларк или Тэйн. Я уверен, что первый: для Гари это грубовато, нет свойственной ему изысканности звучания. Хотя партия сама по себе великолепна, а Марк Кларк – отличный бас-гитарист (я видел его в составе Colosseum в 2005 году в «Горбушке», он произвел впечатление).

Гари Тэйн, 1972 г. Фото: Fin Costello.
Гари Тэйн, 1972 г. Фото: Fin Costello.

Три года c Гари Тэйном стали лучшими для Uriah Heep. Естественно, в этом не только его заслуга – сошлись воедино композиторский талант Хенсли, чувственный вокал Байрона, общий порыв группы, путешествия в запредельное и обратно. UH идеально подошли Тэйну и музыкально, и архетипически, но и он был для них находкой. Группа звучала цельно, уверенно, страстно, и даже свойственный ей пафос нигде не переходил черту пошлости.

Удивительно, но Uriah Heep не получили должного признания критики. Как американская пресса задвинула в свое время Grand Funk, так британская – UH. Группа не входит в рейтинги, в справочниках о ней лишь строки (а то и вовсе ничего), она не введена в Зал славы рок-н-ролла. Основная претензия – отсутствие новых идей. Да, Uriah Heep не были новаторами в отличие от Led Zeppelin или The Who, но величие музыкантов не только в этом. Шуберт тоже не был новатором, а музыку писал гениальную. Зацикленность критиков на новых идеях просто удивляет.

А вот в стране победившего социализма официальное отношение к UH было вполне лояльным. Если о группе писали в прессе, то, как правило, без хамства, а иногда даже с позитивом. В начале восьмидесятых фирма «Мелодия» выпустила ее альбом Innocent Victim – неслыханно для хард-рока. Она же стала первой «тяжелой» группой, которую пригласили выступить в СССР.

Транскрибирование названия вызывало сложность, но постепенно оно выправлялось в такой последовательности: Урия Гип – Урия Хип – Юрайя Хип. Сначала, наверное, решили: раз это из Диккенса, а там был Урия Гип, так и назовем. Потом поняли, что «г» неуместно, нужно «х». Затем уже пришли к очевидному – как слышится, так и пишется. А в годы перестройки и вовсе отказались от транскрипции, справедливо полагая, что и на латинице все поймут, что это за группа.

То, что UH делает последние лет сорок, вызывает грусть. Невольно думаешь – лучше бы они распались году так в 1980-м. Наверное, российские поклонники вдохновляют, которых много, как нигде. Только «правильного» Uriah Heep больше не будет: теперь уже нет не иных, а практически всех.

Uriah Heep, 1974 г. Четверо из пяти музыкантов этого легендарного состава уже в мире ином. Фото: Graham Huges.
Uriah Heep, 1974 г. Четверо из пяти музыкантов этого легендарного состава уже в мире ином. Фото: Graham Huges.