Сиквелы бывают разными. Как правило, они выходят хуже оригинала, но есть и те, что оригинал по итогу затмевают. Такие исключения можно пересчитать по пальцам одной руки, но они есть. Куда больше продолжений, которые чуть хуже первой части, но их всё равно приятно посмотреть. Однако есть и такие сиквелы, что получаются просто ужасными. На канале уже есть первая статья про подобные продукты, ссылка на неё в конце этой, а пока поехали по второму списку.
БЭТМЕН И РОБИН (1997)
Чуть ли не самый популярный герой из Вселенной DC побывал во многих фильмах и претерпел множество изменений. Многие считают, что впервые Бэтмена перенёс на большие экраны Тим Бёртон с одноимённым фильмом. Однако попал он туда ещё в 1966 году, и это была киноадаптация сериала. С оглядкой на тот проект “Бэтмен и Робин” не так уж плох, ведь в середине 60-х из его приключений делали откровенную детскую комедию. Тим Бёртон же в 1989 году сменил вектор направления в сторону комиксового, но мрачного мира. Затем Кристофер Нолан сделал этот мир более реалистичным, но это уже другая история, ведь рассматриваемый тут фильм является продолжением Бёртоновского проекта, который заимел высокие зрительские оценки и стал хитом в прокате, собрав 411 миллионов долларов при бюджете в 35. “Бэтмен возвращается” 1992 года немного просел по оценкам и в кассе, но всё равно стал успешным. И вот уже после него за похождения человека-летучей мыши взялся Джоэл Шумахер.
“Бэтмен навсегда” 1995 года тоже получился не таким, каким его хотели видеть зрители. У нас ему посредственные оценки, а западный зритель считает относится к нему ещё хуже. Однако при бюджете в 100 миллионов долларов по миру он заработал 336 с половиной и это без учёта видеопроката, который в 90-х годах процветал. Если бы прибыль была намного меньше, то студии либо прикрыли франшизу, либо сменили бы режиссёра. Но такая касса позволила закрыть глаза на зрительские оценки и дать Шумахеру зелёный свет на новое продолжение. И вот тут то он отыгрался по полной. Фильм получился настолько детским и глупым, что не выдерживает никакой критики. Опять же, если не сравнивать его с предыдущими фильмами о Бэтмене, то он не такой плохой, хоть и всё равно посредственный. Но сиквел на то и сиквел, его нельзя не сравнивать с первопроходцами. Детский сад с неуместными и кринжовыми шуточками зрителям не зашёл. Визуально фильм выглядит слишком ярко для мрачной атмосферы Вселенной, а сам Бэтмен стал безмозглым и приобрёл плохое чувство юмора. Также многие отметили гомоэротические намёки, которые открытый гей Джоэл Шумахер принёс в кино. Теперь он сам это признаёт и извиняется перед фанатами. Тоже самое делает и исполнитель роли Бэтмена Джордж Клуни, а ещё добавляет, что “Бэтмен и Робин” это единственное кино, об участии в котором он сожалеет. По итогу картина провалилась в прокате, собрав 238 миллионов долларов при бюджете в 125, заработал статус одного из самых худших супергеройских фильмов, который удерживает до сих пор, и вынудил киноделов не продолжать франшизу, а полностью перезапустить её.
ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ 2: ЖАЖДА РИСКА (2006)
"Основной инстинкт" 1992 года стал хитом проката, заработав при бюджете в 49 миллионов долларов 353 миллиона. На видео он заработал тоже довольно много, обретя в своём жанре культовый статус. В плане самой истории это не тот случай, когда сиквел напрашивается сам собой, но такая прибыль всегда ведёт к тому, что о нём, как минимум, ведутся разговоры. Они велись долго, даже слишком. Выпустили бы продолжение раньше, скорее всего, и сборы были бы выше и качество, хотя бы за счёт более молодой Шэрон Стоун, было бы на более высоком уровне. Но добрались до создания сиквела только через 14 лет после оригинала, и получилось, как получилось. А именно тускло, никчёмно и провально.
Если не смотреть на "Основной инстинкт 2" с точки зрения бизнеса, а рассуждать именно о кино, то сиквел тут вообще не требуется. Первая часть полностью законченная и никаких намёков на продолжение в ней нет. Но это мы, простые зрители, можем так считать, а кинодельные бизнесмены всё же пытаются в первую очередь навариться. К слову сказать, сделать это с сиквелом у них не получилось, ведь заработал он всего 38 с половиной миллионов долларов при производственных тратах в 70 миллионов. То есть фильм не просто не принёс прибыль, а оставил всех причастных к нему в очень большом минусе. Всех, кроме Шэрон Стоун. Студии на нём разорились, режиссёр Майкл Кейтон-Джонс и исполнитель главной мужской роли Дэвид Моррисси выехали из большого кино, и только Стоун получила фиксированный высокий гонорар. С ней велись переговоры о процентах, но, видимо, актриса почувствовала крах фильма и выбила себе фиксу, независящую от кассы проекта. В итоге денег она заработала, а в тираж, по сути, к моменту выхода фильма она уже вышла, так что по карьере её этот провал никак не ударил. "Основной инстинкт 2" кроме своей актуальности потерял и атмосферу, и интригу, и саму Стоун. Для своего возраста она оставалась эффектной женщиной, но в любом случае это уже не та красотка из первой части, и поверить в то, что все вокруг её хотят, в сиквеле довольно сложно. Плюс к этому продукт получился очень скучным, а Дэвид Моррисси даже отдалённо не Майкл Дуглас. Об этом говорил ещё режиссёр Пол Верховен, который из-за отсутствия в касте проекта другой звезды помимо Шэрон и отказался снимать продолжение.
СУМЕРКИ. САГА. РАССВЕТ: ЧАСТЬ 2 (2012)
Лично я, как и исполнитель главной роли в этой вампирской мелодраме для маленьких девочек Роберт Паттинсон, ненавижу этот проект в принципе. Однако первые "Сумерки", вышедшие в 2008 году, несмотря на посредственные оценки, заработали по кинотеатрам 392 с половиной миллиона долларов при бюджете в 37 миллионов. С таким успехом сиквел просто обязан был произойти, даже если бы он не планировался изначально. Но тут в планах он был и не один, ибо Стефани Майер написала кучу подобной беллетристики. Дальнейшие части получали зрительские оценки всё хуже, однако продолжали привычно зарабатывать, но если в них был хоть какой-то сюжет, то вторая часть "Рассвета" оказалась просто вампирской версией "Дома 2".
Уже после просмотра первого фильма мною было принято решение игнорировать данную франшизу во что бы то ни стало. Все последующие части у меня получалось это делать, но однажды мой уже бывший друг в свой день Рождения повёл компанию друзей на последнюю часть "Сумерек". Нет, он не был фанатом этого проекта, просто такой прикол: в свой праздник упороться вместе с друзьями над каким-то хламом. Бывший он, кстати, не поэтому, хотя вышло символично. С хламом друг не прогадал, таких никчёмных фильмов я видел мало, а ведь в принципе кино я видел много. Продукты данной франшизы между первой и последней частью мне повезло не посмотреть, но оценки у них хуже, чем у данного фильма. Страшно представить, что же было там, но уверен, что если бы не чисто денежная сторона вопроса, то можно и нужно было бы обойтись без второй части "Рассвета". В нём по факту не происходит ничего, нам просто показывается семейная вампирская жизнь. Я ранее сравнил это с "Домом 2", но последний был интереснее. Там хоть конфликты среди идиотов, здесь же просто посиделки с друзьями и одна экшн сцена в конце, которой на самом деле не было, а просто одна из героинь увидела будущее и быстренько изменила его. Однако, несмотря на посредственные оценки, этот шлак всё равно принёс создателям большие деньги, ведь при потраченных на него 120-и миллионах долларов заработал почти 830.
ТЕРМИНАТОР: ГЕНЕЗИС (2015)
Первый "Терминатор" вышел в далёком-далёком 1984 году и режиссировал его тогда ещё никому не известный Джеймс Кэмерон. Поскольку на тот момент будущий великий режиссёр никого не возбуждал, на создание картины удалось выбить только 6 с половиной миллионов долларов и снимать её в партизанском стиле. Однако по итогу лента получила очень высокие оценки от критиков и зрителей, а в прокате заработала 78 с половиной миллионов. Даже без учёта прибыли на носителях это колоссальный успех, но и на видео "Терминатор" какое-то время рвал всех. Сиквел увидел свет только через 7 лет, но так же получил очень высокие оценки и при бюджете уже в серьёзные 102 миллиона заработал 517 миллионов. Для Кэмерона в качестве режиссёра история была закончена, но с такими показателями она не могла кончиться для студий, что в итоге сделали из неё франшизу.
Если сравнивать качество всех частей "Терминатора", то выходит занимательное свойство. Принято считать, что сиквел почти всегда хуже первого фильма. Безусловно, такое мнение взялось не просто так, но "Судный день" это первое, что приходит в голову в качестве опровержения данного заявления. Первый "Терминатор" стал культовым, чем-то знаковым и новым для своего времени, но сегодня, хоть он и остаётся смотрибельным, а всё же немного устарел. Вторая часть прошла проверку временем полностью и за исключением парочки спецэффектов смотрится до сих пор свежо и актуально. Для многих зрителей она даже лучше первого фильма, но дальше франшиза пошла под откос. Мы никогда не узнаем, что бы с ней было, если бы Кэмерон остался у руля в качестве режиссёра, но без него "Терминатор 3: Восстание машин" вышел уже совсем не тем, оценки сильно просели, а в прокате он заработал только 433 миллиона при бюджете в 200. "Да придёт спаситель" вообще провалился, освоив при таком же бюджете только 371 миллион. Обычно при таком раскладе проект закрывают совсем, но "Терминатору" дали шанс. И вот мы добрались до "Генезиса", по сравнению с которым предыдущие два фильма были, вроде как, и ничего. Лента вышла детской и беззубой, а особенно в ней удивил очень странный кастинг, начиная от выбора Эмилии Кларк и Джая Кортни на роли Сары Коннор и Кайла Риза, и заканчивая появлением Ли Бён-хона в качестве Т-1000. Речь не про актёрские способности перечисленных актёров, а именно про кастинг. Вдобавок сценарий оказался тупым, хотя следующая часть "Терминатор: Тёмные судьбы" смогла перебить своим качеством "Генезис". Но об этом как-нибудь в другой раз.
ТОР: ЛЮБОВЬ И ГРОМ (2022)
Ну и закончим на сей раз ещё одним супергеройским продолжением. Было время, когда в подобные фильмы в плане сборов никто не верил. Сейчас их продолжают делать по старой памяти, но они тоже перестали быть гарантом успеха. Однако старая память взялась не просто так, ведь какое-то время в нулевых они практически все срывали банк в прокате. Первый "Тор", вышедший в 2011 году не стал исключением и при бюджете в 150 миллионов долларов заработал 449 миллионов, а также получил положительные зрительские оценки. Вышедшее затем объединение Марвеловских героев под названием "Мстители" вообще разорвало кинотеатры, заработав полтора миллиарда баксов. Стало очевидно, что курс выбран верный и стоит подольше подоить как "Мстителей", так и все серии фильмов про каждого из них в отдельности.
Франшиза про Тора тоже весьма интересна, а именно тем, что в противовес абсолютному большинству других проектов тут 3 части выходили лучше предыдущей. Ладно, про первые две моё мнение может не совпадать с другими, но "Тор 2: Царство тьмы" 2013 года в любом случае получился достойным и заработал почти 645 миллионов долларов при бюджете в 170 миллионов. А вот когда в режиссёрское кресло сел Тайка Вайтити и выдал нам в 2017 году "Тор: Рагнарёк", зрители были в восторге, да и заработал он при тратах в 180 миллионов 854 миллиона. Мне тоже "Рагнарёк" понравился, и от четвёртой части, учитывая, что за рулём был тот же Вайтити, я, и, вероятно, не только я, ожидал разгрома. Но получилось что-то несъедобное с плохим юмором, который мало того что напоминает самые слабые сценки из "Аншлага", ещё и выходит на первый план, делая картину тупой комедией. Из-за этого не работает драма, а бюджет в 250 миллионов долларов не понятно на что ушёл, ведь в картине куда больше юморесок, нежели зрелищного экшна. По итогу нам выдали не нового "Тора", а пародию на него, что ни я, ни большинство зрителей не оценили, оценки фильму довольно посредственные. Однако в прокате он всё же заработал, ведь даже с таким огромным бюджетом смог поднять 761 миллион долларов. Вот только очередное продолжение пока на горизонте не маячит, хотя сборы, вроде как, на него намекают. Возможно, дело в посредственных оценках фильму, а, может быть, в провалах других супергеройских проектов, которые последние пару лет стали частым явлением.
На этом пока всё. Ставьте лайк, если статья была интересна, пишите комментарии, если хотите что-то сказать, а так же обязательно подписывайтесь на канал! На нём уже довольно много контента о кино и то ли ещё будет!
П.С. Ссылка на первую статью про поганые продолжения: