Найти тему

Я-6 – первый советский городской автобус

Всем привет!

На заре СССР отечественных автобусов было совсем немного. Самый известный из них – московский ЗиС-8, о котором я писал здесь, но и в других городах старались производить примитивные капотные автобусы. Первый же советский автобус, позиционировавшийся как городской, - ярославский Я-6. О нем-то я сегодня и расскажу.

Источник фото: denisovets.ru
Источник фото: denisovets.ru

Нашего героя производили на Ярославском автозаводе с 1929 по 1932 г. В основе автобуса лежало шасси грузовика Я-5, которое было удлинено для установки автобусного кузова. При этом в передке угадываются многие черты грузового автомобиля, а под капотом стоял американский мотор мощностью 94 л. с., который, однако, был слаб для автобуса: быстрее 50 км/ч он не ездил. Зато салон сразу говорил о предназначении автобуса: в него ведет пара ручных дверей, а число сидячих мест варьировалось между 27 и 35. У водителя при этом была отдельная дверь.

Источник фото: nacekomie.ru
Источник фото: nacekomie.ru

Примечательно, что в Ярославле производились только шасси, а кузова на них ставили автомастерские в Москве, Ленинграде, Харькове, Ростове-на-Дону и Тбилиси. В большинстве своем все эти кузова были похожи.

Источник фото: liveinternet.ru
Источник фото: liveinternet.ru

Всего до 1932 г. было создано 364 удлиненных шасси, на которых основывался Я-6. К тому времени поставки американских моторов прекратились, и автобусы оказалось просто нечем комплектовать: отечественные моторы были для них слабыми. Ярославский завод стал уделять больше внимания грузовикам, автобусы же еще какое-то время прослужили в городах, пока не были вытеснены ЗиС-8 и его вариациями. До наших дней не дожил ни один автобус Я-6, так что единственная возможность разглядеть его поближе – через коллекционные модели:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Я-6 – советский автобус-первопроходец, который сумел показать себя на городских перевозках, но которого погубило использование импортных комплектующих. Но позже советские машиностроители вышли из положения и на последующие модели стали производить отечественные моторы. Так что без автобусов развивающийся СССР не остался.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!