Уже много лет к ряду отечественный автогигант занимается тем, для чего и был создан - и нет, речь идет не о производстве доступных для народа автомобилей, а о финансовой стороне вопроса компании.
Различного рода схемы по выбиванию дополнительного финансирования со стороны государства, кажется, стали главным источником "дохода" компании и основным ресурсом для оплаты "труда" эффективного менеджмента АвтоВАЗа.
В этом плане, я думаю, даже пояснять ничего не нужно - основная претензия в том, что рабочие на заводе получают "три копейки", а управленцы в разы и даже в десятки больше за свою "работу головой".
При всем при этом как такового развития нет - что выпускали десятки лет назад, то и продолжаем выпускать, только в новой "обертке".
О прибыли и речи не идет, на начало 2023 года долги АвтоВАЗа превысили 100 млрд рублей. Чистая прибыль на 2022 год составила 1.6 млрд рублей - негусто, правда?
Все чаще приходится задумываться о том, что компания создана исключительно для отъема денег из карманов налогоплательщиков, ведь фактически финансирование государством осуществляется из тех самых уплаченных налогов.
И если раньше на это мало кто обращал внимание - кто и какие бумажки там подписал, сколько "ноликов" подсчитали для очередного "эффективного и рентабельного" проекта, никто и не узнает. То сейчас, в эпоху информационных технологий, просто так ничего не скроешь, руководству приходится извиваться и придумывать очередной "незаметный" сценарий по "осваиванию" выделенных средств - ведь любые заявления и действия на виду.
В этот раз у руководства ВАЗа программа следующая - перенос производства Ларгусов из Тольятти в Ижевск, а Весты наоборот - из Ижевска в Тольятти.
Официальное объяснение в этого в оптимизация производства. Сделано это для того, чтобы упростить процессы и на одной линии можно было выпускать Весты в кузове седан и универсал, а в последующем еще и Весту-кроссовер в паре с удлиненной Вестой - Аурой делать.
Есть и еще одна причина - нехватка кадров. В Тольятти банально не хватает работников, готовых пойти на производство. Все те, кто хотел работать на заводе - уже там работают.
Звучит вполне оправданно, но на эти перестановки АвтоВАЗу потребуется порядка 2 миллиардов рублей для переноса "Ларгусов" и сверху ещё один миллиард для той же процедуры, касаемо "Весты".
Денег, как всегда нет, поэтому финансирование будет за счет государства. Не берусь утверждать, что в этом есть какая-то скрытая финансовая схема с "освоением" бюджетов, но давайте разберемся по факту.
"Утром деньги - вечером стулья", - такая схема может не сработать, ведь во всей этой истории есть неувязки.
Сейчас "Веста" собирается на линии для сборки B0, которая изначально и делалась под производство тех самых "Ларгусов". В свою очередь "Ларгус" уже переезжает на конвейер, созданный для производства "Вест" - эффективность планирования на АвтоВАЗе во всей "красе".
Но это мелочи, есть и другие факты.
Не исключено, что в планах автогиганта уже есть полное снятие с производства Ларгуса, ведь для него начали разрабатывать полноценный заменитель на платформе удлиненной Весты.
Не исключено, что новых Ларгусов и вовсе не будет, потому как полноценно заместить комплектующие для платформы B0, а именно на ней, "тележке" первого Логана, и сделан отечественный Ларгус, на данный момент так и не получилось.
К тому же если раньше эта модель была рентабельной, и высокомаржинальной, то теперь не факт, что народ побежит раскупать свежие Ларгусы за 2-2.5 млн рублей.
Идем дальше и вспоминаем про фактор нехватки рабочих рук на производстве.
Здесь все упирается в то, с чего мы начали этот разговор - в достойную оплату труда. Уверен, что с нормальной зарплатой именно рабочих, а не руководящего состава, на завод пошел бы работать весь Тольятти, и не пришлось бы в срочном порядке нанимать и обучать узбеков.
И тут уже перестаешь сомневаться в правильности действий управленцев "на благо" компании. Пока руководство АвтоВАЗа хитрит по-крупному, выпрашивая миллиарды рублей, которые им выделяются "как с куста", внутри самой компании ничего не меняется.
Бюджет, конечно же, будет "освоен" в полной мере и основная его часть, несомненно, осядет в нужных карманах.
А про новые машины в лице перезапущенного Ларгуса можно будет легко забыть. Уверен, придумается огромная масса оправданий, почему запустить в производство этот "Логан универсал" не получится - вариантов куча: от нехватки деталей до нерентабельности модели.
Остается надеяться, что остальные планы, которых пока даже на бумаге никто не видел, только лишь на словах, воплотятся в жизнь. И когда-нибудь, еще лет через пять, спустя очередные миллиардные вложения, мы увидим новенькую Весту-кроссовер или Весту-минивен. Но, наверное, не на дорогах общего пользования, а лишь в качестве макета для испытаний.
Испортить можно что угодно, в этом мы уже успели убедиться с хваленым и разрекламированным кроссовером Lada X-Cross 5, который до сих пор не поступил к дилерам в продажи. И не факт, что это случится в ближайшее время.
В этой ситуации, как говорится, и пожаловаться некому. Хоть министрам пиши, хоть в "спортлото" - эффект будет тот же, как жаловаться пчелам на мед.
Поэтому выпрашивать от отечественного автогиганта нормального качества, хороших и доступных автомобилей совершенно бесполезно, ведь это не в их интересах.
Выход тут один - просто не покупать продукцию АвтоВАЗа, которая не сильно то и блещет качеством. Единственное достоинство автомобилей Лада в их цене, самая дешевая машина - Лада Гранта в комплектации "без всего" стоит 700 тысяч рублей. Да и то, со всякими "допами" от дилеров ценник обязательно подрастет.
При таких громадных вложениях со стороны государства в эту "контору по осваиванию бюджетов", компанию давно пора было национализировать, а во главе поставить не эффективного менеджера, а толкового производственника.
Быть может, тогда что-то и изменилось бы.
Что вы думаете на этот счет, оправданы ли бесконечные вливания в АвтоВАЗ и его стоит продолжать поддерживать, покупая Лады или всех "управленцев" в срочном порядке нужно разогнать?
Обязательно делитесь своим мнением в комментариях, будет интересно почитать.
Спасибо за внимание.