Настольные игры, в том числе и нарды, традиционно игрались на любом столе, но в эпоху интернета никакой стол уже не нужен. Достаточно иметь компьютер или телефон, подключенный к интернету. Онлайн-версии настольных игр быстро стали популярным способом провести время с друзьями и семьей, которые могут находится от вас за многие тысячи километров.
Но дело не ограничилось только товарищескими играми, ради развлечения. Федерации по настольным играм стали проводить официальные онлайн-турниры, некоторые из них даже с призовым фондом. Но почти сразу же возникла проблема читерства, то есть использование сторонней аппаратуры и программ для обеспечения нечестного преимущества в игре. Поэтому в крупных онлайн-соревнованиях идёт серьёзная борьба с читерством. Далее в статье описываются некоторые приемы этой борьбы в виде правил.
Термины
Сначала определимся с терминами. Термин - это слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия в какой-нибудь области. В нашем случае - в спортивном соревновании.
Игровая комната - означает подструктуру игрового сервера в интернете с соответствующим интерфейсом для пользователей, обеспечивающим проведение игр в рамках онлайн-соревнования и общение участников онлайн-соревнования между собой и с судьями.
Игровое помещение - означает место фактического расположения одной из сторон во время проведения онлайн-соревнования.
Игровое устройство - означает компьютер, ноутбук или иное электронное устройство, подключенное к интернету, с установленным на нем программным обеспечением, позволяющим играть в формате онлайн.
Видеозапись - означает единый непрерывный видеосюжет из одной (или нескольких – при одновременном использовании более одной видеокамеры) видеозаписей на электронном носителе, отображающий полностью весь процесс игры на игровом устройстве.
Правила онлайн-соревнования
Игроки допускаются к участию в онлайн-соревновании при обеспечении однозначной идентификации их личности, а также при предоставлении полной и достоверной информации о себе в оргкомитет с обязательным указанием контактов (телефон, эл. почта, скайп и т.п.).
Оргкомитет соревнования должен стремиться к созданию таких условий, при которых любая нечестная игра быстро выявляется и пресекается. Федерация вправе аннулировать результаты всех или части участников онлайн-соревнования при обоснованных сомнениях в соблюдении правил.
Регламент должен предусматривать стандартное начало туров (1-2 временных окна) в указанные игровые дни таким образом, чтобы обеспечивать возможность участия игроков с учетом часовых поясов в регионах их проживания. Разрешается перенос отдельных матчей по согласованию с соперником и судьей. Судья, однако, вправе отказать инициатору переноса, если посчитает такой перенос встречи нарушающим права других участников.
Участники, ознакомившись с результатами жеребьевки, заранее (не менее чем за 15 мин) являются в игровую комнату и сообщают судье о своем присутствии способом, предусмотренным регламентом. При любых обстоятельствах, препятствующих проведению партии, участник обязан уведомить судью любым предусмотренным регламентом способом. Последний срок уведомления о таких обстоятельствах − за час до назначенного старта тура.
В назначенное время старта первый игрок из каждой пары (кто пришел раньше и создал стол) ждет соперника и, при задержке более 5 минут, обращается к судье, а тот принимает меры к выяснению ситуации. При неявке участника в оговоренный по регламенту срок виновному присуждается поражение.
При прерывании связи со стороны одного из участников встречи ему дается время, предусмотренное регламентом, на то, чтобы восстановить соединение с сервером. Если игрок не объявился в указанное время, ему засчитывается поражение по неявке. Если игрок постоянно отключается и подключается обратно, то это может быть признано как препятствование нормальному течению игры с санкциями в соответствии с правилами. При обоюдном прерывании по причине плохой связи у обеих сторон или со стороны сервера, то результат матча присуждается, исходя из текущего положения в партии и матче, а если оно равное, то жеребьевкой.
Требования к участникам
Для максимального снижения вероятности нечестной игры каждая из сторон обязана производить видеозапись процесса игры (см ниже). Если судье, по его требованию, одной из сторон не предоставлена видеозапись в установленный Регламентом срок, то такой участник принимает на себя все риски, связанные с возможными сомнениями по поводу использования им подсказок. Для контроля и идентификации личности участников в ходе онлайн-соревнования оргкомитет может предусматривать дополнительные процедуры проверок, от проведения которых участники не имеют права отказываться.
Участникам онлайн-соревнования запрещается использовать любые средства связи, через которые возможно получение подсказок, а также другие специальные средства, могущие нарушить порядок игры или работу игрового сервера. В ходе встречи не допускается устанавливать связь с соперником через чат партии или иными способами более необходимого по этикету (для приветствия перед началом встречи, при сдаче партии или подаче протеста). Разрешается переподключение к игровому серверу при сбоях в клиентской программе или других помехах с предупреждением по возможности соперника об этом. Все задержки игры устраняются виновной стороной за счет своего времени. Разрешается также прерывание партии для подачи обоснованного протеста судье, однако злоупотребление этим может рассматриваться как препятствование нормальному течению игры.
Протесты подаются судье до старта следующего тура любым возможным способом – по телефону, электронной почте, через мессенджер и т.п., согласно контактам, предоставленным Оргкомитетом или судьей. Судья обязан оперативно разобраться в ситуации и принять решение в соответствии с Правилами. При любом решении судьи стороны обязаны подчиниться и завершить встречу до полного оформления результата. Сторона, несогласная с решением судьи, может обжаловать его действия также до начала следующего тура путем подачи протеста по указанной в Регламенте форме в Оргкомитет. При всех умышленных нарушениях Регламента виновной стороне засчитывается поражение.
В случае возникновения конфликтных ситуаций, неразрешимых в рамках онлайн-соревнования, спорные матчи рекомендуется доигрывать или переигрывать в очном режиме (по усмотрению судей). В исключительных случаях допускается присуждение матчей по решению Оргкомитета.
Ведение видеозаписи
В целях контроля за соблюдением правил, в том числе для противодействия подсказкам и другим нечестным способам ведения борьбы при проведении онлайн-соревнования, необходимо использовать видеозапись, производимую с включенным звуком. Непосредственно перед началом видеозаписи рекомендуется устанавливать двустороннюю видеосвязь между сторонами для демонстрации друг другу видеоаппаратуры, мест ее установки и других особенностей игрового помещения.
Начало видеозаписи должно содержать объявление об онлайн-соревновании, туре и сторонах встречи, времени старта. Перед фиксацией камеры в стационарное положение делается панорамный обзор игрового помещения, позволяющий четко видеть, кто и что находится там. При обзорной видеосъемке должно быть зафиксировано, что нет никаких средств связи, гаджетов и прочих посторонних устройств, включая наушники, чтобы каждый из игроков мог удостовериться в невозможности получения соперником подсказок в ходе игры.
Камера фиксируется один раз на весь период записи таким образом, чтобы в поле зрения находился участник вместе с экраном игрового устройства. На экране должна четко отображаться доска и графический интерфейс используемой игровой программы. Все окна на экране игрового устройства, не относящиеся к текущей позиции проводимой встречи, должны быть скрыты, недоступны для наблюдения, а любые сторонние программы (за исключением, например, используемого для связи с судьей скайпа) и гаджеты отключены. Вход в игровое помещение должен также постоянно находиться в поле зрения камеры.
Окончание видеозаписи оформляется аналогично началу и включает объявление о времени окончания, сторонах встречи и ее результате, определение которого осуществляется автоматически с помощью сервиса, предоставляемого игровым сервером. Учет времени в видеозаписи ведется в соответствии с местным часовым поясом.