Найти в Дзене
Стражи Родины

Фашистская "Пантера" оказалось не такой грозной как казалась: слова советского танкиста, которому удалось опробовать этот "грозный" танк

Оглавление

Когда эти танки огромным валом пересекли советскую границу и прошли укрепления СССР почти без единой остановки, многие считали их просто-напросто непобедимыми. Кто-то вообще думал, что эта техника из какой-то другой планеты.

Но что если мы вам скажем, что первый же «тест драйв» такого вот танка показал, что по многим параметрам «Пантера» была хуже того самого Т – 34?

Скажем больше, фашистская "Пантера" оказалось не такой грозной как о ней говорили, - однажды сказал прославленный советский танкист.

Что же такого нашлось в этом звере, почему его тут же списали со счетов?

Военная техника – важный компонент победы в любом бою. Если она лучше того, что есть у врага, то победа становится более близкой и конечно же менее сложной.

Но как же определить, где свои бронемашины превосходят вражеские, а где уступают и нуждаются в доработке? А очень просто: нужно посадить в захваченный танк свой экипаж – и пусть они поучаствуют на нем в реальном бою. Профессионалы сразу скажут, в чем преимущества и проколы конструкторов.

Например, знаменитые немецкие «Пантеры» впервые появились на фронте в сражениях Курской дуги. И, разумеется, несколько машин были захвачены, отремонтированы и переданы советским танкистам. Не пропадать же добру – в горячем 1943-м никакие танки лишними не были. Одним из тех, кто лично оценил эту передовую на тот момент технику, был Владимир Иванович Ярошевский.

Как он оказался в фашистском танке и что о нем говорил?

Со студенческой скамьи – на фронт

В момент, когда началась ВОВ, Владимир был обычным киевским студентом. И Поэтому мог воспользоваться отсрочкой аж до 1943-го года – несмотря на тяжелое положение, возможность доучиться страна предоставляла. Но Ярошевский ее проигнорировал: сначала он вместо эвакуации университета помогал возводить защитные сооружения вокруг города, а затем сумел уговорить военкомов взять его в действующую армию.

-2

Хороший интеллект и на войне пропадать не должен – и Владимира определили в танковую часть. Никакой формы не выдали, и все как пришли в гражданском, так первое время в нем и служили. Затем он был направлен в танковое училище, которое закончил в 1942-м. И в боевых действиях принял участие на самом важном тогда направлении – под Сталинградом.

Воевал Ярошевский в составе полка с непонятной постороннему аббревиатурой «НПП». Расшифровывалась она просто – «непосредственная поддержка пехоты»: танки либо сопровождали атакующих врага пехотинцев, либо использовались как средство доставки десанта к вражеским позициям. И однажды именно в такой вот полк и была доставлена трофейная «Пантера». Так что у Владимира появилась возможность выяснить, в чем именно ее сила и где слабые места.

Был ли он единственным советским танкистом, который сумел лично выяснить такие подробности? Ни в коем случае! Другой ветеран, воевавший на этих машинах достаточно долго, делился такими же подробностями. И он говорил, что наши войска захватывали эти танки в настолько большом количестве, что в итоге даже появилась специальная книжка – руководство для своих о том, как правильно эксплуатировать эти конкретные машины.

Что что уж там, была в 62-м гвардейском танковом полку даже особая рота, которой командовал старлей Сотников – она целиком комплектовалась только этой техникой – ссылка.

И вот что о ней выяснили…

Легко ли воевалось немецким танкистам?

Первое впечатление от «Пантеры» - в том, что конструкторы о комфорте экипажа думали больше наших. Внутри было более свободно, сиденья помягче, обзор получше, больше эргономики в управлении.

Немцы уделили ощутимое внимание орудийной части машины, сделав сверхточную пушку и более качественный шарнирный прицел с возможностью увеличения – на наших танках все было намного проще.

-3

-4
-5

Размеры машины были значительно больше наших «тридцатьчетверок», и для переправ это было проблемой – некоторые мосты даже не выдерживали веса. А при движении вброд эта техника садилась на брюхо. Так что в пару к ней ставили наши танки – чтобы вытягивать трофейные из воды.

Ремонтопригодность тоже была скверной, и при поломке в ходе боя вернуть машину в строй было практически невозможно – в отличие от Т-34.

Броня, соответственно, у немцев была потолще, с действительно рациональной геометрией расположения бронелистов. Однако в бою она оказывалась хрупкой, и немецкие экипажи при попадании часто получали ранения именно от разлетающихся внутри кабин осколков собственных броневых листов.

На нашем же Т-34 броня была более вязкой, и экипаж оказывался более защищенным.

-6

Еще одной особенностью брони германской техники была ее хорошая лобовая конструкция – но слабость боковых поверхностей и тыла. Именно этим пользовались советские танкисты, чтобы уничтожать «Пантеры» - против бокового выстрела этот танк был практически беззащитен. А вот связь оказалась толковой. И внутренняя, и радиосвязь с другими машинами: слышимость лучше, и дальность выше.

Управление при таких размерах было более легким, чем у Т-34. Но вот движок и ходовая часть оказались настоящей бедой. Двигатель потреблял просто немеряное количество горючего и масла, и его перегревы были скорее нормой, чем внезапностью. А мощности было маловато – любые подъемы превращались в тяжелое испытание.

Сцепление и коробка передач постоянно ломались, и маршбросков без поломок просто не было. К тому же «Пантеры» не выдерживали темпов, которые легко задавали «тридцатьчетверки», поэтому были очень неторопливыми. Ни о какой внезапности атак на такой технике не было и речи.

-7

В итоге «Пантеры» хорошо стреляли – а вот к бронированию и движению были огромные претензии. Именно поэтому советские экипажи при первой же возможности старались пересесть на Т-34 – в годы ВОВ они действительно были лучшими танками.

Именно так поступил и Владимир Ярошевский. Потом, в 1944-м, он как перспективный офицер был направлен в академию, закончил ее уже после Победы, и до 1986-го года служил в танковых частях СССР.

Это может показаться каким-то чудом, но он на самом деле видел все советские танки - так что к его мнению можно прислушиваться. Тем более что он все еще жив, и в свои 103 года может рассказать обо всем в деталях.

Почести и хвала нашему ветерану, который бил врага его же собственным оружием! Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, если так же как и мы считаете таких людей самыми настоящими героями, ну и если вам понравилась наша сегодняшняя статья, разумеется.

Многие ругают советских солдат, за то что те не толь поехали, а даже притронулись в фашисткой технике. А как считаете вы, в этом есть что-то такое, за что стоит порицать советских танкистов? Пишите свое мнение в комментариях.